Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

In a Dark, Dark Wood

Ruth Ware

  • Аватар пользователя
    Аноним13 сентября 2025 г.

    Ни триллера, ни детектива, зато клише и тупостей как собак... простите, жертв нерезаных

    Книга – полная туфта. Прочитала запоем за один вечер, даже часов до двух ночи не ложилась спать, чтобы наконец-то эту тягомотину закончить и понять, что, кто, кого, как и почему. Правда, было это летом 2023 года, и я, честно сказать, какие-то подробности подзабыла, однако общее впечатление в мою память (что каламбурно) впечаталось. Забегая вперёд, скажу, что книгу можно найти целиком в интернете, и лучше сначала ознакомиться с бесплатной общедоступной полной версией, прежде чем тратить на ЭТО деньги.

    На первых же нескольких страницах мне резанули глаза предложения типа: «Комментарий от Нины: «Какой, на хрен, ТОМ???», «Офигенный из тебя штурман!», «О-хре-неть... – проговорил он, глядя на ружьё, висящее чуть выше уровня глаз», «Идём, познакомимся с единственным кобелём на этом сучьем сборище». Я считаю, что редакторы, которые позволяют протаскивать в печать подобные просторечные слова, свои дипломы не иначе как купили. В обычной жизни – да, «фигня», «хрен» и их производные встречаются, и не только эти слова, а даже хуже. Но лично для меня это сразу сбивает книге рейтинг, и правил написания книг не понимает либо автор, либо редакторы те же, либо, раз уж эта книга зарубежная, переводчики. Можно же найти какие-нибудь подходящие для печати аналоги таких слов. Я думаю, книга – это такое место, где выбираются ругательства более общепринятые и «формальные», к примеру, «чёрт» или «о Боже». У Толстого в «Войне и мире» грубые слова обозначались как-то так: «Ж...! Про...и зайца, охотнички!» Конечно, в XIX веке правила написания наверняка были немного другие, но, думаю, вам понятно, что я имею в виду.

    Дальше я присоединяюсь к тем, кто писал в отзывах, вот, мол, какая главная героиня вечно ноющая серая мышь, в придачу и неуверенная в себе.


    В голове продолжали роиться вопросы. Когда свадьба? Зачем звать на девичник того, кто не приглашён на свадьбу? И кто жених?
    Я напечатала это и тут же стёрла, не закончив фразы. Нет, нельзя спрашивать прямо. Так я сразу признаю, что вообще не в теме, а это удар по моему самолюбию.

    И чуть позднее:


    Я закрыла почту и взялась за рабочий документ, гоня от себя все мысли о девичнике, но слова Фло эхом висели в воздухе. «Не знаю, что там у вас случилось…» Прямо как обиженная маленькая девочка, которую не приняли в игру. «Это уж точно, – мстительно подумала я. – Не знаешь. И нечего копаться в моём прошлом».
    Сама я давно зареклась это делать.
    Вот Нина – другое дело. Она теперь живёт в Лондоне, мы время от времени пересекаемся с ней в Хакни. Она часть моего настоящего.
    А Клэр я решительно оставила в прошлом, в той моей жизни в Ридинге.
    И всё же в глубине души маленький упрямый голосок повторял: «Она же была твоей подругой, лучшей подругой детства, а ты сбежала от неё не оглядываясь, даже не оставив номер телефона, разве подруги так поступают?»
    Совсем разнервничавшись, я вскочила на ноги и, не придумав ничего лучше, направилась делать себе ещё кофе. Стоя над шипящей и булькающей кофемашиной, я грызла ноготь и думала о десяти годах, прошедших с нашей последней встречи.

    Господи, вот какой же надо быть затюканной, чтобы беспокоиться, кто там что о тебе подумает, в двадцать шесть лет? И к тому же, спросить насчёт подробностей она хотела именно у вышеупомянутой Нины, с которой она пересекается до сих пор и которая, по словам же героини, таким образом превратилась в «часть её настоящего». Этой Нины-то чего стесняться? И что плохого в том, чтобы чего-то не знать? Ах, как же стыдно быть не в курсе событий из жизни бывшей подруги, с которой ты десять лет со времён школы не виделась... Героиня также отмечает, что её позвали только на девичник – не на свадьбу. Отлично, её бывшая лучшая подружайка Клэр, видимо, хотела взять количеством присутствующих на девичнике, поэтому пригласила всех, кого только смогла вспомнить, ведь и она, подобно героине, не вспоминала о ней эти десять лет.

    И не только эти двое имеют в общении десятилетнюю пропасть. Меня бесит следующее. Когда героиня таки приезжает на место происшествия задолго до грядущего происшествия, она внезапно узнаёт от Клэр, что та выходит за её бывшего – Джеймса, с которым героиня, судя по постоянно повторяющимся намёкам, когда-то разбежалась после страшных страстей. Вот что она думает:


    Как я могла совершить такую глупую ошибку? Зачем я приехала?
    Десять лет я пыталась забыть Джеймса, плетя вокруг себя кокон уверенности и самодостаточности. И мне казалось, что я добилась успеха. У меня была хорошая жизнь. Отличная жизнь! Любимая работа, собственная квартира, очень милые друзья, которые не знают ни Клэр, ни Джеймса и вообще никого из моей прежней жизни в Ридинге.
    Я была независима – эмоционально, финансово и как угодно ещё. И мне это нравилось.
    Мне это очень, очень нравилось, всем спасибо, все пошли на хрен.
    А теперь я вляпалась вот в это.
    И хуже всего то, что я не могла винить Клэр. Они с Джеймсом действительно не сделали ничего плохого.
    Они ничего не были мне должны. Мы с Джеймсом расстались больше десяти лет назад. Нет, виновата только я. В том, что так и не отпустила его. Так и не смогла отпустить.
    Я ненавидела Джеймса за то, какую власть он продолжал надо мной иметь. За то, что я до сих пор сравниваю с ним каждого мужчину, проявившего ко мне интерес. Последний парень, с которым я переспала – а было это два года назад, – разбудил меня, потому что я металась и говорила во сне. «Кто такой Джеймс?» – спросил он и, увидев панику на моем лице, встал, оделся и ушёл из моей жизни. И я не стала его возвращать.
    Я ненавидела Джеймса и ненавидела себя. И прекрасно осознаю, какой я выгляжу неудачницей: влюбилась в шестнадцать и десять лет не могу забыть. Поверьте, никто не понимает этого лучше, чем я. Если бы я услышала эту историю от незнакомца в баре, я бы тоже была полна презрения.

    глубокий вдох

    ВЫ НЕ ВИДЕЛИСЬ ДЕСЯТЬ ЛЕТ, МАТЬ МОЯ КОРОВА!!!! ТЫ СОГЛАШАЕШЬСЯ ПЕРЕТЬСЯ НЕЗНАМО КУДА ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ТЕБЯ ПОМАНИЛА БЫВШАЯ ЛУЧШАЯ ПОДРУГА ДЕТСТВА???? ДА ЕЩЁ И «ЧАСТЬ ТВОЕГО НАСТОЯЩЕГО» ПОЗВАЛА???? А ТЕПЕРЬ ТЫ УЗНАЛА, КТО ЖЕНИХ, И ЕЩЁ БОЛЬШЕ ПРЕЖНЕГО РАЗНЫЛАСЬ???? НО НИЧЕГО РЕШАТЬ НЕ БУДЕШЬ И ДАЖЕ СВАЛИТЬ НЕ ПОПЫТАЕШЬСЯ СО ВСЕХ НОГ???? ПОДРУГА – РАСПОСЛЕДНЯЯ ТВАРЬ, РАЗ НЕ ГОВОРИЛА ТЕБЕ, КТО ЖЕНИХ, АЖ ДО САМОГО ТВОЕГО ПРИЕЗДА И НАВЕРНЯКА ПОЭТОМУ НА САМУ СВАДЬБУ НЕ ПРИГЛАСИЛА (приглашение тебя на девичник, когда она за твоего бывшего выскакивает, зная, как больно вы с ним разошлись, также вызывает недоумение); ТЫ ПО ЧУЖОМУ ЖЕНИХУ СОХНЕШЬ ОЧЕВИДНО КАК-ТО НЕЗДОРОВО; САМА СЕБЕ НЕОДНОКРАТНО ЗАДАЁШЬ ВОПРОС, ЗАЧЕМ ТЫ ЗДЕСЬ...

    Но девичник надо отсидеть.

    Несмотря на кучу негативных эмоций, которые все эти обстоятельства у тебя вызывают.

    Ведь мнение других людей, которые могут плохо о тебе подумать (всего лишь могут, а не точно подумают), гораздо важнее того, что ты на самом деле чувствуешь себя плохо.

    По-моему, вместо девичника по героине хороший такой психотерапевт плачет... В двадцать шесть не найти никого лучше, чем шестнадцатилетний пацан, которого ты безумно любила, когда была в этом же возрасте... Да и уверенность в себе у неё не просто хромает, а косолапит, как трёхкратный медведь-инвалид. Как можно настолько высоко ставить мнение других людей, ставить гораздо выше, чем своё собственное мнение, учитывая, что она знает здесь лишь Нину и Клэр? А ведь это она только в лесу понимает, что, помимо невесты, на девичник приехало всего пятеро гостей (включая её саму), ведь в сообщении-приглашении есть отметка, что Фло разослала это же приглашение ещё куче людей. Куче незнакомых героине людей.

    Идём дальше. Праздник к нам приходит и направляется в огромный дом с огромными окнами от пола до потолка, так, что это просто витрина посреди глухого леса, где, есессно, почти не ловит связь. На девичнике присутствуют: главная героиня, Леонора, бывшая в школе сокращённо Ли, но теперь предпочитающая быть Норой; Клэр, счастливая невеста с железной логикой; Фло, слепо фанатеющая по ней и боготворящая её настолько, что она копирует Клэр по внешности от причёски до одежды, да и по привычкам тоже копирует; Нина, саркастичная мадам и более-менее адекватная, но всё же лично мне не по душе её ГеНиАлЬнОе ЧуВсТвО юМоРа и СаРкАзМ; Мелани, у которой полгода назад родился ребёнок, но она почему-то попёрлась на девичник далеко и надолго и оставила ребёнка на мужа; и тот самый «такой на хрен Том» – гей из театральной среды, не манерный, как принято думать, вроде как спокойный и имеющий мужа-режиссёра товарищ (хотя, кто там из них кого имеет, в тексте напрямую не указывается). Нора сразу же отмечает, как Фло пытается слизать все черты Клэр под копирку, и Мелани, которая училась в универе вместе с Фло и Клэр, рассказывает всем по секрету от этих двоих, что когда-то на третьем курсе у Фло случился нервный срыв, и она забрала документы и ушла, а Клэр, наверное, после этого её поддержала. Видимо, оттуда и берёт начало этот больной фанатизм Фло, её этакая благодарность, принявшая психически нездоровую форму.

    Клэр, как видно из воспоминаний Норы о своём прошлом, была этакой стервой-оторвой, вечно уверенной в себе. Они и первый косяк курили вместе, и в четырнадцать лет пытались пробраться на фильм для взрослых, и в эти же четырнадцать лет Клэр занималась сексом (!) с двадцатидвухлетним (!!) парнем, что, как ни странно, настораживало нашу гг, какой бы неуверенной в себе она ни была (для меня гг в данном произведении не «главная героиня», а «говно говнянское», извините за нехорошее слово). Через этого (всего лишь) «в шаге от педофилии», по словам Клэр, педофила (давайте называть вещи своими именами, мы же с вами, в отличие от половины героев, умные люди), наши девочки-припевочки-не-разлей-вода добывали ещё и выпивку с сигаретами, а также проходили в ночные клубы (!!!).


    «Никогда ты меня не знала», – мстительно подумала я и помрачнела. Кому я вру? Знала меня Клэр. С пяти лет и как облупленную – в этом-то вся и беда. Она всегда видела под тонкой бронёй взрослости хилого перепуганного ребёнка.
    -Зачем, Клэр? – вдруг спросила я.
    Она подняла на меня ничего не выражающее бледное лицо.
    -Что зачем?
    -Зачем я здесь?
    -Господи… – Она опустила взгляд. – Я знала, что ты спросишь. Наверное, бесполезно сейчас гнать пургу про «возьмёмся-за-руки-друзья»?
    Я покачала головой.
    -В общем, да. Если бы ты хотела взяться за руки, у тебя было десять лет, чтобы выйти на связь. Зачем ты позвала меня сейчас?
    -Потому что…
    Клэр сделала глубокий вдох, и я с изумлением поняла, что она нервничает. Это просто не укладывалось в голове. Я ни разу не видела, чтобы она хоть на секунду теряла самообладание. Даже в пять лет она могла одним взглядом заставить самого закалённого педагога смягчиться или смутиться – в зависимости от того, что ей было нужно. Пожалуй, именно это меня в ней и привлекало: я всегда мечтала быть именно такой – спокойной и уверенной в себе. Просто находясь в её тени, я уже чувствовала себя сильнее.
    Когда-то в прошлом.
    Не теперь.

    Короче, сейчас напишу спойлер. Клэр, что выясняется в начале, выходит замуж за Джеймса, школьную любовь Норы и её ровесника, с которым Нора уже сама тыгыдыкалась в шестнадцать лет вроде как примерно полгода. Потом (знамо дело), что выясняется ближе к концу книги, была – ой-ой! – незапланированная осечка, и любовь бросила Нору по смс. Делать тайный аборт с Норой ходила одиночная группа поддержки в лице Клэр. И потом Нора (как она кается в конце) была слишком гордой, чтобы поговорить с Джеймсом обо всём случившемся лично, а Джеймс, в свою очередь, был таким же слишком гордым, чтобы первым с ней поговорить.

    И знаете, чем книга заканчивается?

    Выясняется, что наша королева-стерва-оторва Клэр, от которой наша несчастная серуня-мышуня-говнюня-и-в-целом-просто-нюня Нора не могла отлепиться, потому что была зависима от её уверенности, которой ей не хватало – эта наша королева обманула любименялюбимок, бросила за Джеймса Нору по смс, Джеймса также как-то обманула, навешав лапши про нежелающую общаться с ним Нору, а знаете, почему? Да она же была КОРОЛЕВОЙ, самой достойнейшей из достойнейших, всё её и всё ей. И вот красавчик, да и, в общем-то, хороший (без тени иронии пишу) парень Джеймс предпочитает самой ей вот эту говнюню из королевской тени? Красавчика – отбиваем к себе, мышуню – с глаз долой из тени вон (хотя, вроде как, Нора после случившегося сама поступила в колледж куда-то за тридевять земель). А девичник заканчивается убийством, вот только, к сожалению, не помню точно жертв – Джеймса убили точно, а он припёрся сюда милостью хитрой обманщицы Клэр поговорить с бывшей любимкой лично, и вроде как тяжело досталось Фло. Всё подстроила Клэр, потому что она хотела всегда оставаться идеальной в глазах окружающих, а для этого ей надо было всё время «играть роль» и находить способы вешать всю вину на других. И она на самом деле такой потрясающий манипулятор, что может повернуть любое дело так, что ей поверят. Джеймса сюда на девичник она заманила от имени Норы из-за того, что он узнал о том её давнишнем обмане, когда она своими руками разлучила его и Нору. Как же она могла стать в его глазах неидеальной и обманщицей? Нет, тогда вся её показная идеальная жизнь рухнет. Ну, и уже здесь Клэр подстроила всё так, чтобы остальные приняли Джеймса за какого-то грабителя или типа того и выстрелили в него из ружья (всё по Чехову, и он с этим ружьём упоминается ещё в начале; как же без ружья в лесу?). В итоге Клэр в конце книги раскрыла Норе все карты и попыталась отравить, но всё закончилось для неё арестом (ну почти, книга оставляет этот вопрос подвешенным, это только пока подразумевается), а для оставшихся в живых – больницей. Вот какой разговор тут вышел у Тома и Норы:


    -Короче, знаешь, а ведь она никогда моему мужу не нравилась. Джеймс – да, а она нет. Джеймса он очень любил, пока они не разругались, а с Клэр даже встречаться не хотел, всё время пытался слиться с совместных ужинов. Я вчера ему по телефону всё рассказал, и знаешь, что он мне ответил? «Ничуть не удивлён. Эта девица всегда играла роль».
    Мы помолчали. Я размышляла над словами незнакомого мне человека о моей подруге детства и понимала: он прав. Клэр действительно всегда играла. У неё всегда были привычные роли: хорошей подруги, примерной ученицы, идеальной дочери, прекрасной возлюбленной. Возможно, поэтому мне было так сложно представить её дружбу с большинством приглашённых на девичник. С каждым из нас она играла роль, просто роли были разные. Интересно, что будет с ней дальше? Осудят ли присяжные такую милую, такую добрую, такую красивую девушку?

    И ещё один спойлер: Нора вдруг во время откровения Клэр понимает, что в том сообщении «от Джеймса» парень назвал её Ли – а так её звали только друзья, он же единственный называл её Лео (напомню, её полное имя – Леонора). Именно после всех этих травмирующих событий Нора стала предпочитать быть Норой. И хотя она вспоминала это сообщение десять лет, чем она драматически перед читателями постоянно хвастается, догадалась она об этой несостыковке только сейчас. У-мни-ца.

    И непонятно, как Клэр и Джеймс умудрились провстречаться аж целых десять лет и не расстаться, да ещё и решить пожениться. В первую очередь, они – бывший парень и лучшая подруга Норы, которая перед началом их отношений нехило так пострадала, как в физическом, так и в моральном смысле. Ладно, Клэр, но Джеймса-то что, совесть ни капельки не грызла? Он-то описывается как хороший человек, просто довольно несчастный и обманутый, и какой бы ни была маленькой его роль в сюжете, он успел до своей гибели показать себя читателю (на мой взгляд) просто бедным солнышком. Он вообще, помимо Тома, единственный из всех вызывает у меня хоть какие-то одобрительные чувства. Как рассказывал Том, у них с Клэр в отношениях не всё было гладко, и я не понимаю, что Джеймс мог найти в этой противоположной по характеру королеве-самодуре. Он с ней встречался; он с ней десять лет встречался; он закрыл глаза на своё хорошее время с Норой; он согласился пожениться с Клэр... И ни разу за десять лет не попытался выяснить, что с Норой? Хотя бы для приличия? Всё-таки, у него было достаточно совести, чтобы спросить, как сложилась жизнь у его бывшей любимой девушки, забеременевшей от него в подростковом возрасте. То, что пугает тебя в шестнадцать, можно перенести более спокойно в двадцать шесть, когда ты от родителей не зависишь, имеешь школьное и высшее образования и сам за себя отвечаешь. А поговорить об этом и подавно почти плёвое дело – взрослые на то и взрослые, чтобы уметь в спокойном состоянии и без обвинений обсуждать серьёзные вещи. Джеймса-то зачем так отупили???

    В общем, на мой взгляд, завязка и интрига тут никакие. Клэр с её манерой общения сразу стала у меня подозреваемой номер один, и я всю книгу прочла, только чтобы в её вине убедиться окончательно. Нора не вызывает у меня сочувствия – я не люблю жалеть тех, кто и так выглядит жалко. В течение сюжета ей несколько раз подозрительно везёт, а неоправданная удача, тем более, в такие клишированные моменты, как здесь, меня тоже выбешивают прямо до чёртиков. Да, и насчёт клише – в сюжете есть: тупица, оч-чень смешная дурочка и местный клоун (Фло); стерва, красотка и королева, которая управляет всеми, хоть и, разумеется, тайно (Клэр); серая мышь, она же обиженная жизнью несчастная главная героиня, которой мы, коне-ечно же, должны как посочувствовать!... (Нора); саркастичный персонаж, который, конечно же, «самый здравомыслящий» (Нина); ещё один вроде бы адекватный персонаж «не от мира сего», то есть со своими проблемами и жизнью (Мелани); и товарищ противоположного пола (Том), он же гей, а Нина, к слову, лесбиянка. Есть тут и нереализованные намёки на неадекватность Фло и на тайны, известные лишь ей с Клэр (тот самый её нервный срыв, его причины и последствия). С Мелани ветка вообще тупиковая, она тоже не до конца реализованный персонаж, я надеялась, она как-то потом вернётся к остальным героям и снова будет с ними взаимодействовать, может, чего путного подскажет. Но увы! – она посреди девичника срывается обратно к ребёнку, по-моему, потому, что муж не справляется, да и у неё самой на душе неспокойно. Зачем она здесь вообще была? Чтобы был лишний подозреваемый? Или это наряду с нетрадиционной ориентацией дань современности, мол, вот в наши дни мамочки необязательно всегда сидят с детьми, а ещё и мужей привлекают к родительским обязанностям? И ладно бы ребёнок уже был в таком возрасте, когда папа легко заменяет маму – год-полтора, ну, когда уже можно перейти с грудного вскармливания на всякое детское питание. Ладно бы причина отъезда его мамы была весомая – бабушка ногу сломала, с ней нужно какое-то время пожить и по дому помогать; кто-то умер, не дай Бог, нужно помочь организовать похороны и поддержать скорбящих; мама какой-нибудь спасатель или хирург, и её вызвали на страшную аварию или жизненно важную операцию вытаскивать пострадавших с того света; мама – актриса и уезжает с театром на гастроли на несколько дней, потому что подменить её, к сожалению, некому. Но свалить на девичник в глухой лес через стотыщмильонов километров от шестимесячного малыша, когда ты сама жалуешься на то, что молоко сцеживать надо и что оно само выделяется, так что никто не должен удивляться твоим мокрым майкам?..

    Вот я вроде много всего высказала, а кажется, что не всё. Короче, ни рыба ни мясо этот ваш тёмный лес. Только детский фольклор позорит.

    Содержит спойлеры
    3
    279