Рецензия на книгу
Дерево-людоед с Темного холма
Содзи Симада
Аноним12 сентября 2025 г.Восток - дело толстое... как камфорный лавр
Пожалуй, это мой первый, наверное, прочитанный японский детектив, и он великолепен! Богичен! Шедеврален!!! Возможно, я ранее читала детективы японских авторов, ведь я люблю детективы, больше конечно я читала отечественные, европейские и американские, но вот японский наверное да, впервые. Этот детектив я запомню на всю жизнь.
Детектив повествует об очень запутанном, веющим мистическим реализмом расследовании гениального сыщика Киёси Митараи и его помощника — художника и писателя Исиока-сана. В этой истории хитрый предприимчивый ловкий Митараи и рассудительный, осторожный, любознательный Исиока столкнулись с поистине волнующей историей.
Тема мистических деревьев и что деревья — это попросту иная форма жизни, а не просто неодушевлённые брёвна, мне очень близка. Может быть, я в прошлой жизни была гринписовцем, но в этой жизни я с огромным уважением отношусь к деревьям, часто хожу в лес медитировать и особенно меня привлекают большие деревья, либо изломанные, с испорченной корой и поломанными ветвями, у которых своя история и которые как бывалые воины с ранами, полученными в битвах с ветрами... А может, и не только с ветрами, но и с полчищами духов и демонов — как знать? Поэтому сама исконно японская мысль, что в каждом дереве сидит дух, мне близка. Японнцы тоже очень щепетильно относятся к природе, это я знаю со школы. Особенно бережно они обращаются с деревьями, создают сады, пытаются сохранить опавшие части деревьев в виде икебан. Отчасти это обусловлено тем, что пространство территории Японии очень маленькое, людей и скученности много, городов много, и парки с деревьями — это для них настоящие сокровища и жемчужины.
Как видно из названия, речь в детективе как раз идёт про дерево, пожирающее людей. Главный герой — это не Митараи и даже не Исиока, от лица которого ведётся повествование, как от заправского Ватсона. Главный герой — это огромный (всего 26 м в высоту) камфортный лавр, который растёт как бы на склоне Тёмного холма Кураями — местности, расположенной в одном из районов Йокогамы. Основное действие происходит в 1984 году, но таинственные события, которые предшествовали, начались много раньше. В эпоху Эдо, когда на холме стояла тюрьма, и преступникам отрубали головы. Кровь с места казней текла по земли и впитывалась в корни лавра, и лавр тысячу лет рос на этой крови, а потом захотел, чтобы крови стало ещё больше.
Что особенно понравилось — это колорит Японии и держащий в напряжении стиль повествования автора. Вроде бы неспешные разговоры, спокойные диалоги, слова, произнесённые со всей восточной учтивостью, вежливостью и взвешенностью... Но вот ты читаешь — и хочется ещё, ещё, ещё, дальше погружаться в тайны. Каждая страница раскрывает нечто новое — новые грани о таинственных преступлениях, о том, как дерево пожирало людей. И в действительности ли это так? События кажутся мистикой и чертовщиной. Будто это дерево ходит всех убивает... Но на самом деле правда кроется в другом. Не могу спойлерить, но основная мораль книги едина: нет монстров и чудовищ страшнее, чем человек. Возможно по этой причине я сама по себе знаю, что я в жизни не испугаюсь бродящего туда-сюда дерева с разверзнутой пастью, если встречу.
Книга однозначно стоит быть прочитанной. Не устану повторять, это шедевр! Настолько мастерски передана атмосфера нагнетающейся тайны. Как и в любом детективе, здесь достаточно много героев, каждый со своими скелетами, и узнавать, знакомиться с каждым было особенно занятно и интересно. Моими фаворитами стали однозначно Митараи и Исиока, и я рада, что у автора есть цикл с этими сыщиками, при случае обязательно прочту.585