Рецензия на книгу
Мизери
Стивен Кинг
An_Da11 сентября 2025 г.В плену у безумия
Историями про похищение людей давно никого не удивишь, потому что они существуют столько же, сколько и род человеческий. У похитителя всегда есть мотив, который, как правило, кроется в получении выкупа или иной выгоды. Но что если похитителю не нужны деньги? Что, если он безумен? Как раз об этом и пофантазировал Стивен Кинг в своей книге.
Случайное стечение обстоятельств приводит главного героя - знаменитого писателя Пола Шелдона в логово психопатичной женщины Энни Уилкс, которая вот уже много лет сводит со свету ни в чем неповинных людей, при этом умело заметая следы. Однако, у безжалостной и бессердечной Энни есть слабость - она всей душой любит героев романа, который пишет Пол. Сильная вовлечённость в судьбы героев книги заставляет Энни предпринять жуткие меры для того, чтобы держать писателя взаперти своего дома и заставлять его продолжать написание книги, но уже с учётом своих пожеланий. Для того, чтобы выжить, писателю необходимо избирать тонкую психологическую тактику, считаясь с больным рассудком своей мучительницы. Каждая его реплика, случайный взгляд или неверно понятая эмоция может стать триггером и спровоцировать очередную порцию физических истязаний, которые Энни выполняет легко, будто будничную работу. Ведь разум, лишенный эмпатии, но наделённый звериной жестокостью, не знающий сострадания и жалости, неизбежно превращает человека в психопата, хитрый ум делает его расчётливым и хладнокровным, а психическая нестабильность, по многим наблюдениям, часто сопровождается повышенной физической силой и выносливостью. В сумме выходит зверь в человеческом обличье, в понимании которого любое убийство может быть оправдано.
"Благодаря работе над романами о Мизери он узнал о неврозах и психозах больше, чем обычный неспециалист, и он знал, что, хотя у психопата периоды глубокой депрессии могут чередоваться с периодами едва ли не агрессивного веселья и возбуждения, его болезненно раздутое самомнение никогда не исчезает; такая личность всегда уверена, что находится в центре всеобщего внимания, играет главную роль в великой драме, развязки которой затаив дыхание ждут миллионы зрителей.
Такой склад натуры просто не позволяет человеку думать о предметах, ситуациях, людях, находящихся вне его власти (реальной или воображаемой; невротик в состоянии осознать разницу, для психопата реальная и воображаемая власть неразличимы)"Эпизоды, в которых Энни наносит Полу увечья, заставляли моё воображение делать небольшие паузы в чтении, немного приходить в себя, после чего продолжать аккуратно читать дальше. Дело в том, что я вообще не переношу фильмы про маньяков, издевательства и прочее членовредительство. Неприятно, жутко, и в жизни в новостях кошмаров и так хватает с лихвой. Однако спрашиваю себя - зачем начала читать "Мизери"? Отвечаю себе же - чтобы лишний раз уловить эту неповторимую "кинговскую" атмосферу волнения, переживания, нагнетания, и утолить нетерпимое желание узнать что же будет дальше. История главного героя становится настолько близкой, что погружаешься с головой и хочется надеяться на его спасение в финале книги. Ну, а если не на спасение, то хотя бы на торжество справедливости.
"В каком-то зловещем смысле книга эта была слишком хороша, чтобы её можно было бросить, не дочитав до конца. Она - как роман, настолько жуткий, что от него невозможно оторваться"Как я уже упоминала, Пол Шелдон пишет роман, повинуясь желанию безумной Энни Уилкс. Поневоле именно она становится вдохновением для писателя, а роман по уровню накала страстей обещает быть удачнее всех предыдущих книг Пола. Сначала противясь идее написания новой книги, Пол с течением времени начинает понимать, что его единственный шанс на спасение - это всецелое переключение на книгу, иллюзорное существование среди её героев. Сюда бы подошёл термин, любимый психологами - контрперенос. Проще говоря, когда психотерапевт перекладывает свои чувства и переживания на пациента. В литературе такого понятия нет, насколько мне известно, однако именно этим и занимается Пол - переправляет весь тот ужас из жизни на героев своей книги. И именно этот прием удерживает его психическое равновесие от падения в пропасть безумия. Его реальная боль выплёскивается через персонажей в книжный мир, создавая потрясающий сюжет.
"Раздень писателя догола, укажи на любой крошечный шрам, и ты услышишь историю о том, как он появился. Большие повреждения порождают романы, а не амнезию. Талант - полезная вещь для писателя, но единственное непременное условие - это способность помнить историю каждого шрама"В любой книге однажды должен наступить конец. Для Пола не секрет, что после окончания романа, конец ждёт и его самого, ведь Энни нужен не он сам, а лишь его история о полюбившейся ей героине книги - Мизери. Положение безвыходное. Выберется ли он из капкана безумия? Развязка будет неоднозначной, как, впрочем, и во многих других книгах заслуженного мастера литературных интриг - Стивена Кинга.
"Жестокость в конце концов объяснима. Противостоять же безумию не может ничто"8236