Рецензия на книгу
Шаги по стеклу
Иэн Бэнкс
Milosska3 сентября 2015 г.«Оно не то, чем кажется»
(«Принцесса лебедь», Disney)Впервые за долгое время сталкиваюсь с книгой, которую хочется перечитать, даже не дочитав. Я слышала о Бэнксе довольно много негативных отзывов, но «Шаги по стеклу» просто взорвали моё восприятие реальности и заставили пообещать себе, что я буду знакомиться с произведениями автора и дальше.
Сама книга очень нетипичная по целому ряду показателей, но особенно выделяется сюжет. Книга начинается не одним, а тремя отдельными сюжетами. Именно отдельными, так как на первый взгляд они абсолютно не связанны между собой. Первый рассказывает историю влюблённости художника в девушку. Это история развития отношений, наполненная переживаниями молодого человека, его надеждами, эмоциями и так далее. Здесь очень много мелких трогательных моментов, присущих именно романтическим историям о возвышенной любви. Второй сюжет повествует о своего рода городском сумасшедшем, который каким-то образом умудрился не попасть в сумасшедший дом, даже при том, что его поведение должно казаться окружающим мягко говоря «странным». В этой истории очень много оригинальных забавных моментов, что отдельно подчеркивается способом повествования: автор показывает нам мир глазами героя в стиле, отдаленно напоминающем поток сознания. Третий сюжет повествует о двух жителях неких Миров, заключенных в замке, построенном из книг. Чтобы покинуть замок они должны отгадать некую загадку, а чтобы высказать предположение об ответе, они должны разыграть партию той или иной несуществующей настольной игры.
Каждая из историй выполнена в своём стиле. Я не эксперт, но рискну предположить, что это сентиментализм, модернизм и фантастика. Но потом приходит черед последних глав, которые приносят с собой ощущение сюрреализма. Лично для меня концовка перевернула с ног на голову всё, что только можно. Мало того, что каждая сюжетная линия в принципе заканчивается тем, что от неё вообще не ожидается (причем кардинальный поворот сюжета за пару страниц может быть и не один), так ещё и попытка свести это все к общему знаменателю просто разносит нарисованную в голове читателя вселенную по кирпичику. Закрывая книгу, я так до конца и не смогла понять, где заканчивается реальность начинается выдумка, а количество вопросов к происходящему росло с каждой секундой. Но, несмотря на эксцентричность, такая книга вызвала положительные эмоции и желание перечитывать произведение.
Также к несомненным плюсам для меня относятся многочисленные отсылки и аллюзии к разнообразным произведениям, историческим и культурным фактам, известным именам.
Итог: читать советую однозначно, причем всем. Но в особенности тем, кто, подобно мне, давно интересовался творчеством Бэнкса, но останавливался, увидев множество негативных отзывов (в особенности на «Осиную фабрику»). Думаю, что это произведение как раз прекрасно подойдет для первого знакомства с творчеством писателя.
984