Рецензия на книгу
Выбор Софи
Уильям Стайрон
Аноним10 сентября 2025 г.Как много книг написано про ужасы Второй Мировой войны? Как много рассказано и экранизировано? Произведение Уильяма Стайрона «Выбор Софи» приоткрывает двери на толику истины военного времени с поправкой на художественную составляющую вымысла, который необходим, чтобы герои страниц оживали вместе с историей, а читатель не впадал в неверие от того, как может протекать жизнь и чем представляется истина.
Центральным персонажем книги является молодой человек по имени Стинго, от лица которого и протекает все повествование. Работая цензором в небольшом Нью-Йоркском издательстве, измученный монотонностью своего труда, Стинго бросает профессию и переезжает в Бруклин, чтобы заняться писательством. Вскоре он познакомится с молодой полькой Софи Завистовской и ее возлюбленным - американцем еврейского происхождения – Натаном Ландау. Довольно быстро сблизившись, Стинго начинает по крупицам узнавать прошлое о главной героине романа.
На основе истории Софи Завистовской Стинго пытается понять с различных точек зрения, что такое Освенцим, и разобраться – выжив физически там, можно ли быть живым морально после? Нелинейно сквозь страницы проносятся рассуждения, где был Бог в то время и остались ли за ним следы, и где при этом был Человек…
Может ли судьба личности, прошедшей концентрационный лагерь Освенцим, быть чем-то поучительна современному человеку спустя 80 лет после окончания войны? Может ли она кого-то тронуть? Забегая вперед скажу, что так называемый выбор, как следует из названия романа, будет показан лишь в самом конце. До него же читатель буквально вынужден пробираться через развитие взаимоотношений вышеупомянутых персонажей и немногочисленные истории, отдающие графоманией. Чувствуется и легкий привкус подражания автора слогу своего соотечественника – Теодора Драйзера.
Уильям Стайрон, не претендуя на знания психоанализа, показывает кратко, но предельно четко двойственность и противоречия людей, оказавшихся по обе стороны баррикад. Причем о нацистах, ничуть их не оправдывая, автор преподносит рассуждения, оставляющие больше вопросов, чем ответов. Вместе с тем, достаточно подробно описаны поступки Рудольфа Хесса (комендант концентрационного лагеря). К тому же, всего в паре абзацев Стайрон смог раскрыть доктора селекционера и его помощника. Допуская, что часть показанных ситуаций является догадками и возможным вымыслом - ад от этого не перестает быть адом. Да и много ли мы о нем знаем, не имея подобного опыта, а опираясь на воспоминания тех редких выживших?
Подытоживая, стоит упомянуть, что автор также рассказывает про борьбу Юга и Севера, про расовые предрассудки и подрастающее поколение Америки, но красной нитью через всех героев проходит музыка. Музыка жизни, что играла в пластинках у Софи на втором этаже скромного жилища на Флэтбуш-авеню. Начиная с Моцарта, перетекая в Брамса, живя надеждой в лучшее и верой в «Иисусе, радость человеческая», музыка обрывается всякий раз. Она еще звучит в ушах читателя, но, как и в жизни, ноты заканчиваются – жизни обрываются. Звучание проносится дальше, остаются лишь ее отголоски и нотки послевкусия... Откройте книгу, услышьте мелодию и сделайте свой выбор.
3252