Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
LoraG2 сентября 2015 г.Потому что – если тайны и есть наша суть, в противовес лицу, которое мы являем миру, – тогда картина и была той тайной, которая приподняла меня над самой поверхностью жизни и позволила понять, кто я такой. И она вся тут: в моих блокнотах, на каждой странице, хоть ее там и нет. Мечты и волшебство, волшебство и забытье. Единая теория поля. Тайна о тайне.Из тех книг, которые затягивают в свой омут и долго не отпускают. Сходные ощущения за последние годы у меня, пожалуй, только от «Дом, в котором…» Мне повезло – слушала в начитке Игоря Князева, у него каждый персонаж индивидуален, получился полноценный аудиоспектакль.
Первым делом полезла искать этот маленький шедевр Фабрициуса, вокруг которого все и крутится. Хмм… на первый взгляд, ничего особенного, но что-то неуловимое притягивает взгляд и заставляет всматриваться в детали, игру светотеней. Справа портрет самого Фабрициуса. А ведь они чем-то похожи – птичка на привязи и гениальный фламандец, ученик Рембрандта и учитель Вермеера, погибший в возрасте 32 лет во время взрыва порохового склада в Дельфте.
Почему он не нарисовал что-то более типичное? Не море, не пейзаж, не пьянчужек в таверне – сценку из жизни бедноты, не охапку, черт подери, тюльпанов, а этого маленького, одинокого пленника? Прикованного к насесту. Как знать, что пытался донести до нас Фабрициус, выбрав такого крохотного героя для своей картины? Вот так представив этого крохотного героя нам? И если правду говорят, что каждая великая картина – на самом деле автопортрет, что же тогда нам Фабрициус рассказывает о себе?На самом деле, вопреки фантазиям Донны Тартт, никем не украденный «Щегол» хранится в королевской галерее Маурицхёйс в Гааге. Но в судьбе Тео Деккера он сыграл роковую роль. Его мама в детстве влюбилась в картину, увидев репродукцию в библиотечной книге. И эта картина привела ее к гибели, навсегда разорвав жизнь двенадцатилетнего Тео на «до» и «после». По сути, она стала главным определяющим фактором в его странной жизни, метаниях туда-сюда от Нью-Йорка до Лас-Вегаса и Антверпена, попытками приспособиться, обрести друзей, сделать еще что-то там по списку. Она забрала маму, но подарила главную любовь его жизни, хотя, возможно, безнадежную и безответную. Она помогла выжить и не сломаться в наркотическо-алкогольном подростковом угаре жизни с отцом в Лас-Вегасе, хотя именно Вегасу он должен быть благодарен за лучшего друга (но и за величайшую подлость). Он помнил о ней пока заканчивал учебу в Нью-Йорке и работал у Хобби, самого доброго и честного человека. Она все еще грела его фактом своего существования во время дурацкой опасной поезки в Антверпен и знакомства со странной компанией «украинско-русской» мафии. Тео, по сути, сам пленник, связанный с картиной почти невидимой, но неразрывной цепью.
А вот к финалу у меня претензии – ну слишком уж все хорошо и правильно, довольны не только абсолютно все волки, но и все (практически) овцы остались целы. В жизни так не бывает, особенно в такой жизни, сплошь состоящей из потерь и нелепых случайностей.2187