Рецензия на книгу
Плачущий колодец
Монтегю Джеймс
Аноним8 сентября 2025 г.Любого писателя можно начать читать с «неправильной» книги. Пролистать случайное произведение, удивленно пожать плечами и никогда к нему больше не возвращаться. Либо совсем никогда, либо много-много лет.
Никто из нас от этого, увы, не застрахован.
Сборник Монтегю Джеймса «Плачущий колодец» я прочитал впервые в начале 2000-х, наслушавшись рекомендаций живых классиков, что это ключевой автор для всего англоязычного хоррора. Мне не понравилось. Быть может, и ключевой, подумал я, но точно по нашим временам сильно устаревший.
Теперь понимаю, что был дураком.
В сборник «Плачущий колодец» вошли практически все произведения Монтегю Джеймса. Включая недописанные, обрывки, зарисовки и прочий мусор. Для фаната это почти всегда интересно, а вот для первого знакомства - очень опасно. Начитаешься колбасных обрезков и навсегда испортишь себе впечатление.
Как уже сказал, в сборник «Плачущий колодец» вошли практически все произведения Монтегю Джеймса. Кембриджский ректор писал очень редко. Выпустил за жизнь всего четыре небольших сборника. Первый вышел, когда ему было за 40. Разумеется, ректор Джеймс даже не считал себя писателем. Просто придумывал каждый год на Рождество новую историю, которую можно было бы прочитать в компании у камина на новогодних посиделках. Сочинил, в итоге, примерно 27 каминных историй. Первая дюжина - крутые. Остальное - в основном, самоповторы
Пять или шесть рассказов - нетленная классика. «Ты свистни - тебя не заставлю я ждать» - самая эффектная ghost story в мировой литературе. Так считаю я сам, так считают и почти все составители списков лучшего хоррора. «Меццо-тинто», «Граф Магнус», «Руны», «Ясень», «Вид с холма» и еще несколько - тоже абсолютный топ, обязательны к чтению. Из них вышел практически весь современный фолк-хоррор. Даже если вдруг не понравится, то вы с удивлением обнаружите откуда растут ноги у многих любимых вами историй.
Как лучше всего читать Монтегю Джеймса. Прочитали рассказ - посмотрите короткометражные экранизации с известными актёрами (они почти все есть на русском в шаговом доступе). Лучше несколько экранизаций, потому что каждый режиссёр делает акцент на разные детали. Возможно, со второй или третьей адаптации вас наконец вставит и вы осознаете в чем была ударная фишка.
Надеюсь, что на днях вернусь еще к этим рассказам. «Ты свистни» точно заслуживает отдельного гайда с цитатами даже из советских фильмов и песни Валентины Толкуновой.
71163