Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Путем всея плоти

Сэмюэль Батлер

  • Аватар пользователя
    Аноним7 сентября 2025 г.

    ироничен, значит, свободен

    Бегло пробежав описание, я пришла к выводу, что меня ждёт скучное и ханжеское повествование о методах английского воспитания и религии. Каково же было моё удивление, когда с первых страниц выяснилось, что в моих руках очень тонкое и ироничное произведение с элементами автобиографии. Батлер рос в семье священника и решил рассказать свою историю становления. При жизни он не хотел публиковать роман (видимо, опасаясь семейного гнева), поэтому книга увидела свет только после его смерти. Примечательно, что хайп к автору тоже пришёл лишь посмертно, при жизни он был литературным изгоем. Этому поспособствовал Бернард Шоу, на каждом углу рассказывая, что Самуэль Батлер — величаший английский писатель. В 20-х ХХ века началась батлеромания. Им зачитывались Драйзер, Голусорси, Фицджеральд, Хаксли. Оруэлл и вовсе считал его своим любимым писателем. «Путь всякой плоти» не просто повествует историю становления сына англиканского священника, но в самой язвительной манере отображает дух викторианской эпохи Англии. Батлер демонстрирует и тонкий психологизм, развёртывая перед читателем увлекательный сюжет развития родовых травм. Перед непосредственной биографией главного героя нам кратко покажут и его отца, и деда, и даже прадеда. Неспособность любить становится частью ДНК, передаваемой по наследству.




    - Она была утешением и оплотом моей жизни более тридцати лет, - сказал Теобальд, как только все было кончено, - но нельзя было желать, чтобы это продлилось. — И он уткнулся лицом в носовой платок, чтобы скрыть отсутствие эмоций.

    Главному герою — сыну Теобальда Эрнесту — предстоит совершить ряд сознательных усилий для освобождения от родовых травм и изменения привычного сценария.


    Теперь хочу прочесть другую его работу — «Едгин, или по ту сторону гор». Её повествовательная ткань сплетена из мотивов приключенческого путешествия, сказочной фантастики, социально-философской утопии, аллегории. Молодой англичанин приезжает в волшебную страну. В Едгине путешественника сначала встречают приветливо, но затем неожиданно препровождают в тюрьму. Только выучив в тюрьме местный язык, он узнает, что попал туда из-за своих часов, ибо закон Едгины строго запрещает пользоваться любыми механизмами. Постепенно приобщаясь к едгинской жизни, герой не устает поражаться необычным установлениям, нравам и обычаям страны, в которой он очутился.

    В стране распространен «идгранизм» — культ поклонения богине Идгран, предписывающий постоянно оглядываться на то, что подумают другие. Больных и несчастных там преследуют как преступников, а преступников лечат как больных. Торговые сделки совершаются при помощи двух валютных систем: одна из них пользуется всеобщим уважением, но не имеет реальной покупательной способности, другая же имеет реальную покупательную силу, но значение ее всячески отрицается. Наибольшим влиянием в системе государственного управления обладают «музыкальные банки», вьпускающие одну из двух разновидностей валюты — как раз ту, которая не имеет реальной покупательной способности. Молодежь обучается в «колледжах глупости», где преподаются гипотетические «науки неразумия». В общем, абсурдизм и сатира — всё, как я люблю. Горячо советую этого автора. Он крайне хорош, хотя и не шибко известен в наших краях.


    6
    51