Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир

Кристофер Фрит

  • Аватар пользователя
    Аноним1 сентября 2015 г.

    Мозг и душа

    Перевод названия книги корявый, в книге нет ничего про душу :) В оригинале Making up the Mind: How the Brain Creates Our Mental World. Это скорей о том, как формируется наш разум, как мозг на это влияет.

    Из этой книги вы узнаете, что ваш выбор уже сделан в тот момент, когда вы думаете, что делаете выбор. Люди осознают свое намерение несколько позже. А совершают действия еще позже. Проходит 500 миллисекунд от мозговой активности, выбора, до действия. До осознания намерения проходит 300 миллисекунд.

    В книге довольно интересно описано, с чем связана суеверность, ритуалы, желание предсказывать. Дело в том, что изначально у каждого из нас есть гипотезы и предположения относительно всего на свете, и только потом мы получаем опыт, обучаемся, корректируем гипотезы. Мы реагируем не столько на то, что происходит, сколько на то, что не соответствует нашим гипотезам, ожиданиям. Для нас ценна информация, которая не соответствует ожиданиям, она позволяет скорректировать поведение. Кроме того, всем событиям мы присваиваем ценность. Важны те, которые что-то предсказывают. Выделяющийся дофамин говорит об ошибках предсказания, а не о наступлении события.

    Нельзя осуждать людей за то, что они формируют обо всем суждение, не смотря на то, что знают мало. Суждение есть всегда. Оно может быть исправлено под влиянием опыта. Интерпретировать действия других людей — это нормально. Предрассудки начинаются со стереотипов, но стереотипы связаны с работой мозга. Ложные представления — это нормально. Попытка угадать, почему Вася сделал так, построение предположений, пусть и ошибочных — тоже нормально. Так мы обучаемся. Посредством огромной кучи ошибок. Ошибки важны, чем их больше, тем больше ты понимаешь. Любые представления динамичны и меняются с опытом. Наблюдение позволяет понять, нужно ли корректировать свое представление. События либо встраиваются в нашу карту, либо нет, и тогда наше представление исправляется. Нельзя ругать других или себя за ошибки.

    Очень интересно описаны опыты с годовалыми детьми про распознавание намерений. В таком возрасте они уже могут делать выводы о целях объектов и намерениях. Понимание целей, а не просто наблюдение за происходящими событиями, чьими-то действиями, важно. Так мы можем лучше предугадывать. Так мы связываем не просто два события: если произошло событие 1, то обязательно будет событие 2. Мы распознаем цели и понимаем, что если произошло событие 1, а контекст был такой-то, цель такая-то, то событие 2 уже не произойдет. В книге есть пример с катящимся мячиком, который перепрыгивает препятствие. Детям многократно показывают ролик, как мячик катится и перепрыгивает препятствие, здесь идет обучение. Потом показывают другой ролик, препятствия уже нет, ровная дорожка. Части детей показывают, что мячик по-прежнему подпрыгивает над несуществующим препятствием, а части, — что движется ровно. Детей удивляло, что мячик продолжал подпрыгивать, когда нет препятствия. Хотя казалось бы, такое его поведение они наблюдали до этого и запомнили последовательность, что странного? Но дети в год уже понимают намерения и цели. И понимают, что если нет препятствия, зачем мячику прыгать? Удивление — потому что событие странное, потому что есть ошибка предсказания, именно такая информация для нас ценная, такая информация формирует новый опыт. Удивление — это бурная реакция, а не просто спокойное наблюдение. Оно позволяет закрепить этот опыт.

    Если описывать все, что было в книге, получится вторая книга :) Там еще очень много интересного, почитайте, я рекомендую.

    4
    94