Рецензия на книгу
Joseph and His Brothers
Thomas Mann
Аноним31 августа 2015 г.«Знаешь ли ты об этом? — Знаю доподлинно».
И правда, Манн знает все. Он берет известный всем (ну, на момент написания романа точно всем) библейский сюжет, который в первоисточнике читается меньше чем за полчаса, и создает роман на 1600+ страниц. Зачем еще раз читать то, что мы уже знаем наизусть? А затем, чтобы еще раз, с полным правом на то, произнести уже произнесенную много лет назад фразу: «Ну вот, теперь хоть знаешь, как все это было на самом деле!»И правда, возникает удивительное чувство, что знаешь. Дело не только в подробностях, которые позволяют увидеть библейский мир воочию, не только в том, что Манн добавляет новых персонажей (например, родителей Потифара Гуия и Туий) или более детально изображает их (как жену Потифара Мут-эм-энет, воспылавшую любовью к Иосифу). Манн позволяет нам почувствовать всю суть этой истории, насладиться ею, пропустить ее через себя, так, чтобы за скупыми строками Библии «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его» мы отныне видели полноцветные картины и многогранные характеры. Манн преподносит эту историю так, что мы сознаем, что она происходит снова и снова, в любой момент времени, с любого места — с той страницы, которую мы открыли. Эта история универсальна, она вбирает в себя все возможные сюжеты и чувства и дает нам увидеть их в разном преломлении.
Здесь есть несколько элементов, которые повторяются, трансформируясь.
Это братоубийство, которое переходит во вражду между братьями. От Каина и Авеля до Исава и Иакова, близнецов, один из которых купил у другого первородство за чечевичную похлебку и получил отцовское благословение, предназначавшееся другому, обманным путем. От Исава и Иакова к Иосифу и его братьям, которые продали того измаильтянам и сказали отцу, что нашли его окровавленную одежду. Мотив вражды между братьями влечет за собой борьбу за первородство: Исав продает его, Рувим — теряет, осквернив отцовское ложе, а следующие по старшинству Симеон и Левий — с излишней жестокостью отомстив за свою сестру Дину.
Это обман. Упоминавшиеся выше сюжеты обмана Исаака Иаковом по наущению Ревекки — и Иакова братьями Иосифа. Брат Ревекки Лаван обманывает Иакова, подсунув тому постылую Лию вместо любимой Рахили — а затем, в отместку, Иаков обманывает тестя в договоре с крапчатым скотом, и его любимая жена Рахиль также обманывает отца: она крадет у него идолов и при обыске прячет их под собой, в соломе, сказавшись нездоровой — якобы не может встать.
Это принесение в жертву сына. Первый раз этот сюжет воплощается в жизнь, когда бог велит Аврааму принести в жертву своего сына Исаака. В романе Манна жертвенное убийство уже считается несовременным, и Лаван, заживо похоронивший сына в фундаменте своего дома, не обретает желанной удачи. Любимым сыном жертвует и Ревекка, подговорив его обмануть отца и получить благословение — но одновременно теряя Иакова, ведь он вынужден бежать от семьи. Сыном в каком-то смысле жертвует и Иаков, бесконечная любовь которого к Думузи, истинному сыну, приводит к тому, что братья продают его. А Гуий и Туий делают своего сына евнухом, чтобы он стал царедворцем. Рувим предлагает отцу своих сыновей взамен Вениамина, которого он хочет увезти в Египет по приказу Иосифа — если малыш Бенони не вернется, Иаков может убить их.
Это неравная любовь там, где она по идее должна быть одинаковой. Исаак любит Исава, а Ревекка — Иакова. Иаков любит Рахиль и не любит Лию, и поэтому Лия приносит ему больше детей — чтобы уравновесить отсутствие любви, а Рахиль долго остается бесплодной. После смерти Рахили Иаков переносит всю любовь к ней на старшего сына от любимой жены — Иосифа, предпочитая его всем другим детям. В финале эта тема возникает снова, когда умирающий Иаков благословляет своих внуков — сыновей Иосифа: он в обход традиции благословляет младшего Ефрема правой рукой, а старшего Манассию — левой, потому что у Ефрема глаза Рахили и потому что он младший, как сам Иаков.
И наконец, это колодцы. «У меня просто гудит в ушах от колодцев, тобой упомянутых», — говорит один из персонажей другому. И он прав. Первый раздел первой книги называется «У колодца» — Иаков и Иосиф беседуют под луной, сидя около колодца. У колодца встречает Иаков любовь всей своей жизни — юную Рахиль, пасущую овец. С колодцем связана удача Иакова на службе у Лавана: найдя источник воды, он открывает своему будущему тестю источник благосостояния. В колодец-яму бросают братья Иосифа, не решаясь его убить, и из того же колодца достают его измаильтяне, даруя ему жизнь и второе рождение. Далее колодец превращается в яму, и в яме еще раз оказывается Иосиф, уже называющий себя Озарсифом, когда его бросают в тюрьму из-за истории с женой Потифара, и вновь, из ямы, он восходит с самого дна на самый верх. И наконец, открывая роман, в самом начале мы читаем: «Прошлое — это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным?»
Поражает ощущение предопределенности всего происходящего. Эта история не могла не случиться. Иосиф не мог бы стать никем иным, будучи любимым сыном и получив более глубокое образование, чем другие братья. Закономерен поступок братьев Иосифа, ведь он сам довел их до желания от него избавиться. И эта продажа брата приводит в итоге к тому, что потомки Иакова переселяются в Египет и находят себе там спасение и пищу во время тяжелого голода, чего бы никогда не могло случиться без кражи Иосифа, ведь Иаков всегда был о Египте невысокого мнения. А Иосиф не мог не возвыситься и не мог не выйти из всех своих ям — потому что знал, что не зря высшие силы спасли его из колодца и даровали ему второй шанс.
Я немного боялась читать Манна и не знакома с другими его книгами. Но оказалось, что, пусть пролог пугает и не дает пробраться в сюжетную часть и пусть путешествие в Египет и смерть Иакова немного затянуты и читаются с утомлением, но все равно это прекрасная книга с невероятно трогательными моментами, вроде любви Иакова к Рахили и его первой ночи с Лией, и волшебного «Это я», которое долго ждешь в напряжении. Ждешь вместе с Иосифом. И не можешь не согласиться с иронизирующим рассказчиком, который заявляет: «Это просто поразительно, просто отрадно уму, как стройна наша история, как полна она прекрасных соответствий, как одно уравновешено в ней другим».
9196