Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девки

Николай Кочин

  • Аватар пользователя
    Lusien31 августа 2015 г.

    Во всех музеях, которые связаны с историей, больше всего я любила залы, связанные с культурой и бытом разных времён. И открывая книгу Кочина, я предполагала увидеть экспозицию, посвященную жизни деревни начала ХХ века. Быт, культура, нравы, как менялась крестьянская жизнь...интересно же. Всё бы ничего, лапти-валенки, если бы не коллективизация и молодая советская власть, с боем пробивающая себе дорогу. Время то было тяжёлое, неоднозначное, оно и превращает сельские истории в по-настоящему историческое полотно: за кем была правда,: за теми, кто искореняла сельскую косность и безграмотность огнём и мечом или за теми, кто на правах трудового человека защищал своё хозяйство. И начав читать, думала узнать хоть чуть больше правды от автора как выходца из народа – ведь он писал о своей деревне, о том, как кроваво и трудно утверждалась власть по стране на примере своего села.

    Девки -девоньки,Марьи да Прасковьи, Наталии да Фёклы и прочие….На протяжении всего романа в голове крутилась она и та же мысль: зачем вы, горемычные, на свет народились-то? Если приласкать-обогреть вас, кроме отца-матери, некому…Вы когда-нибудь слышали русскую народную песню о счастливой женской судьбе? Я сколько ни вспоминала, не вспомнила, может быть, просто плохо знакома с этим жанром. По мне, так самый известный жанр женского повествования на Руси – это плач, начиная ещё с того самого Ярославниного… Плач по погибшему мужу, по ушедшим отцу-матери, по ребеночку, от болезней умершему, по родной земле, врагом топтаной и, в конце концов, по своей судьбинушке загубленной. Даже свадебные песни по смыслу срони похоронному маршу – плач по «вольной» жизни. В кавычках потому, что воля-то есть, но и та большей частью отцовская:


    • Все одно – бабья доля. Каждый год на сносях, да еще работай до упаду. Баба в деревне и печёт, и варит, и стирает, и детей рожает, и нянчит, и мужа ублажает. И за это одна ей награда — выволочка. Только и слышишь: у ней волос длинен, да ум короток.

    Она зажгла лучину и сунула ее в печку. В печке тотчас же затрещало, на пол через дверку поползли полосы света.
    — Вот майся весь век, как Марья, и околей без ласки, без привета. Что это за жисть? Девка ровно собака: услуживай весь век — сперва своим отцу-матери, а тут мужу да свекрови, а заслужишь-то что?

    И так было испокон веков, пока не появились идеи коммунизма, свободы, равенства, когда у женщин появилась возможность поднять голову. Хотя бы теоретически. Мы видим, как порой сложно победить, в первую очередь, в себе старые устои и привычки, понимаем ,как тяжело было темному и невежественному крестьянству решаться поворачивать свое хозяйство на новые рельсы, начиная всё с нуля. Кто покрепче, тот задумается, а у кого за душой ни гроша, тому и этот шанс – сама птица-удача, прилетевшая прямо в руки.
    Ну, а девкам, если раньше от позора и бедности, от замужества за нелюбимого либо омут, либо в петлю, то с приходом идей коммунизма, появился еще один путь проявить себя и выйти в люди, как Прасковья, выросшая из Паруськи-бесприданницы. Противоборство двух систем, по сути и двух культур разворачивается на страницах. Герои с обеих сторон – интересные персонажи, у каждого есть своя правда, вросшая корнями в привычные порядки, как нижегородская сосна в болотные мхи, или машущая флагами мировой революции, а кто объективно правее...похоже тот, кто сильнее, потому что однозначного ответа в книге я не нашла.

    9
    91