Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Карьера Ругонов

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Аноним3 сентября 2025 г.

    Разве можно рисковать своей шкурой ради идеи?

    «Бывают положения, из которых извлекают выгоду только люди с запятнанной репутацией. Они строят своё благополучие там, где люди с лучшим положением и большим весом побоялись бы рискнуть своим именем»
    «Карьера Ругонов» Эмиль Золя

    Начало грандиозного цикла о судьбе двух ветвей одной семьи — Ругонов и Маккаров. Новаторский, сочетающий в себе черты реализма и натурализма цикл, показывающий всю неприглядность человеческой натуры, захваченной низменными инстинктами, цинизмом, жаждой власти и денег, пороками, которым нет сил сопротивляться. Мы проследим историю этих семей, посмотрим как наследственность влияет на судьбы и характеры, как все эти параметры влияют на развитие личности, в какие глубины бездны толкает человека нежелание сопротивляться порокам, — то, чего никто не делал до Золя в литературе. И вот тут интересен ещё и момент того, как время и политические события влияют на судьбу героев и влияет ли вообще. Посмотрим и понаблюдаем во всех двадцати романах. Не случайно время действия всего цикла Маккар-Ругонов в точности совпадает со временем Второй Империи во Франции — история начинается в 1851 году восстанием и заканчивается в 1870. Время, когда стали возможны такие трансформации в положении как у Ругонов, когда бездельники извлекали выгоду из сложившихся обстоятельств, когда «каблуки были в крови», ну и что? Зато итогом будет орден Почетного Легиона и положение в обществе для себя и детей. Цинично? Ну так об этом и цикл. Амбиции, жажда власти, жажда денег, низменные желания, пороки, в случае как у Жервезы практически не от неё зависящие, о том как эта жизнь катится в пропасть и ты ничего не можешь (или не хочешь) сделать с этим, изменить жизнь хоть как-то или это наследственность так сформировала личность, что в сущности ничего сделать невозможно. И на протяжении всех двадцати романов, мы проследим за судьбой двух ветвей, которые пошли от странной, болезненной Аделаиды Фуке. Она ли положила начало всем порокам, своей связью с Маккаром или обстоятельства так сложились? Или люди сами кузнецы своего несчастья. Семейная сага, да. Только вряд ли уютная и милая, скорее очень реалистичная и безжалостная как к героям, так и к читателю.
    Признаюсь честно, я не помню этот роман Золя, хотя у меня в цикле есть любимые — «Дамское счастье», «Творчество», «Жерминаль» и «Доктор Паскаль»,— но начало цикла я совершенно не помнила, и, собственно, наслушавшись Николая Жаринова о процессе его перечитывания Золя, насколько ярко и эмоционально он рассказывал о «Творчестве» и других романах цикла, подумала: почему бы и нет, наверное, пора взяться за цикл и прочитать его полностью и именно в той последовательности, которую рекомендовал сам Золя.

    «Карьера Ругонов» начинается кладбищем и кладбищем же заканчивается, закольцовывая всю историю с самого начала. Мужчины и женщины, погрязшие в пороке, подобны тем костям, падающим с телеги, везущей их к новой могиле в самом начале цикла — ничьи сейчас, когда-то бывшие людьми, детьми, ставшие безымянными. «Всё произошло из праха и всё возвратится в прах». Как началась история Сильвером и Мьеттой, так ими и закончится, словно чистому, светлому и настоящему не место в мире живых, не место в мире порка и интриг. Юные герои в мечтах о справедливости, о всеобщем равенстве, о правах для всех униженных и оскорбленных, какими они и сами являются, о чём мы узнаем чуть позже, не утратившие чистоты помыслов и идей, несмотря на тяготы жизни, но есть ли для них место в этом мире, если даже на пороге смерти над ними насмехаются и марают чистоту грязными намёками и сторонники Республики, и сторонники Империи. Бедные и несчастные дети во время перемен, в страшную годину революции. Страницы, посвященные первой любви, их нежным чистым отношениям — самое чудесное и светлое что есть в романе, как цветок расцветала их дружба и влюбленность, прорастая сквозь толщу пороков, грязи и цинизма. И почему Сильвер так отличался от всех Ругонов и Маккаров, как он любил тётю Диду, свою бабушку, как ухаживал за ней после припадков, как много и упорно работал. Почему он такой другой? Светлая сторона Аделаиды в нем была больше и значимей? Пороки Маккаров в нём не проявились.

    Но эти дети, их любовь и идеалы, словно свет в том мраке, который окутывал Плассан (выдуманный город в Провансе). Они создают контраст с семейством Ругонов и Маккаров, чьи ветви берут начало от немного странной, страдающей припадками Аделаиды, она потом спросит себя: не её ли желание прорубить калиточку и ходить к Маккару за страстью, стало отправной точкой всех трагедий её семьи. Откуда желание бездельничать, тратить деньги, жить за счёт жены и детей у Антуана? Эта жуть, в которой жили Фина и Антуан, бесконечные попойки и драки, забитые дети, Жервеза, еще в утробе матери испившая алкоголь. Антуану всё равно на детей, жену, мать, братьев и сестру, ему важно паразитировать на других, зачем работать, если можно отбирать деньги у работающих детей, шантажировать брата сводного, настраивать юного и чистого племянника Сильвера против Ругонов. Откуда у Пьера такая тупость с одной стороны и расчётливость с другой, когда нормальным становится обмануть не только сводных братьев и сестру, но ещё и мать, отобрав у неё все деньги за дом и поселив её в лачуге. Тут уже даже не о любви и уважении речь, а хотя бы о приличиях, но Пьеру не до приличий, ему надо избавиться от слухов о своей семье, избавиться от всех родственников, даже от детей, если они порочат его имя, он мечтает о положении в обществе, о деньгах, о богатстве, женившись на дочери лавочника (о! тут Пьер с Фесилите оба обманулись в своих надеждах, она-то мечтала управлять мужем и через пару лет привести его в должность, переехать наконец в квартал богачей и аристократов), мечтал о больших деньгах. Но одно дело мечты, другое — умение много работать, понимать рынок и уметь торговать, то есть, всё равно много и упорно работать. Но Пьер не привык работать много, он даже деньгами не смог распорядиться с толком. Им с Фелисите представится шанс изменить положение и выскочить в дамки, правда «каблучок в крови» придётся замарать, тут уже не до идей революции, не до справедливости, а вовремя воспользоваться шансом, желательно избавиться от всех, кто может помешать восхождению. Племянник арестован как повстанец и его могут расстрелять? Да и лучше бы расстреляли, ему не нужен такой родственник. Он бы и от детей отрёкся, если бы они были на противоположной стороне. Так цинично выбирать сторону, отталкиваясь не от своих убеждений, а от выгоды — какая сторона выиграет и от какой стороны можно получить наиболее выгодные привилегии, должности и деньги, главное, деньги! Чтобы уже съехать с ненавистной квартиры из дома на границе между аристократией и торговцами. Все средства хороши для достижения этого. Но как в дальнейшем тот самый каблучок повлияет на всю семью? Во благо или нет? Принесёт ли счастье новое положение. И хватит ли внутреннего умения удержать положение.

    Какой точный, блестящий, эмоционально наэлектризованный роман! Очень честный, сочный, порой вызывающий отвращение (практически все сцены с Антуаном, или сцена когда Пьер после инсценировки нападения на мэрию, идёт домой и наступает на руку убитого и пачкает каблук кровью), порой жалость, порой горечь (ах, какая сильная сцена когда, сраженная Мьетта падает на красное знамя; красное знамя, чёрные глаза и девственная грудь, её сожаление о несбывшейся любви, о том, что её бренное тело так и уйдёт не познав любви и страсти, какая-то абсолютно древнегреческая трагедия), роман, в котором мы встречаем почти всех действующих лиц из следующих романов, роман, который даёт нам понять от чего отталкиваться в нашем понимании героев, их наследственности, поступков, судеб. Откуда пошли Ругоны и Маккары.

    16
    300