Рецензия на книгу
Центр тяжести
Алексей Поляринов
afanasevaksenia20083 сентября 2025 г.жизнь человека – как река, которая течет всю жизнь и протискивается через узкие овраги, острые камни, крутые водопады, которые пересекаются с другими водоемами или впадают в более крупные бассейны. но есть разница: жизнь может остановиться в любой момент, а река – течь дальше.
Жанр:семейная сага антиутопия киберпанк
сюжет: редактор, художник, айтишник-ботаник – три главных действующих лица, от которых идет повествование книги. также в их рассказах, как лианы, переплетаются другие персонажи, дополняя историю.все начинается с мальчика Петро, который рассказывает про годы своего детства, вплетая тайну рек села Рассвет, параллельно транслируя отношения в семье. на первый взгляд кажется, что это семейная сага, но постепенно она будет превращаться в антиутопию с элементами киберпанка.
книга охватывает 90-е, 2000-е и «наше время». когда события происходят в детстве героя, ты становишься тоже детективом, который проказничает. если в подростковые годы, то юношеский минимализм включается по полной. если во взрослом возрасте, то груз ответственности ложится и на твои плечи. автор искусно передает эпоху и атмосферу времени.
эта книга, которая в конце, уже на финальных титрах, не объясняет дотошно, как учительница капризному ученику, как буквы “а”, “б” и “с” связаны между собой. но если читать текст внимательно, то пазл складывается.
это тот самый случай, когда ты дочитал книгу, закрыл её, начал обдумывать всё, что произошло, и после нескольких мгновений у тебя по щелчку в мозгу загорается лампочка со словами: “эврика, я всё понял!”
и после этого, когда ты быстро набросал на листочке древо событий, хочется открыть книгу на первой странице и перечитать от начала до конца, чтобы заметить те самые мелкие маркеры, которые казались в начале книги, при первом прочтении, незначительными, но были самым главным красным знаком: кто, что и зачем.
начало книги как рубик рубик – запутанное и сумбурное. но потихоньку, собирая по граням цельную историю, вертя, крутя из одной стороны в другую события героев, в конце она собирается в цельный куб с разноцветными сторонами, в которых каждый персонаж, как маленький квадратик, пришел к конечной точке, пройдя долгий путь.
автор – словно чайный сомелье, который колдовал над своим текстом так же, как и над травяным отваром, вкладывая все ароматы розы, шалфея, мяты, липы, мелиссы, ромашки. он перемалывал в деревянной ступке с помощью пестика разношерстные темы, мотивы, идеи, мысли, вопросы людей в одной миске, чтобы на выходе получить свежий и вкусный напиток.
если у вас есть возможность эту книгу читать в совместных чтениях, то я требую, чтобы вы так попробовали и не наступили на мои грабли, так как здесь целый рой обсуждений, которые достойны того, чтобы они были озвучены вслух. политика, искусство ,любовь,общество, друзья, родительство, нравственные ценности, добро и зло, диктаторство, война, насилие,наркотические вещества, депрессия, тревожность — грубо говоря, это только верхушка айсберга всего того, что там есть.
удивительно, что эта история была написана автором ещё в 16-м году, но события, описанные в ней, актуальны сейчас.и когда ты читаешь про то, что происходит с персонажами в их искаженной реальности, то, наверно, в тот момент, в 2016-м, это казалось фантастикой, но сейчас это стало действительностью.
я читала книгу, наслаждаясь каждым абзацем, каждой точкой, запятой, как будто вкушая дары Кубани. слог – приманка, как сыр, и когда ты клюешь на него, то попадаешь в капкан прекрасной истории и уже не замечаешь, что на крючке. текст – это пластилин, с помощью которого автор играет со строением, структурой, формами и вылепливает свою фигурку в виде птеродактиля с моноклем и посохом.
отдельное внимание нужно посвятить явлению под названием Нина Ходжарова и какие глубокие сказки она написала в тандеме со своим сыном. в новом издании есть предисловие, в котором автор дополняет её истории ещё несколькими мрачными отрывками, которые мне очень понравились. зная про эти зарисовки, картина происходящего становится объемнее и глубже. меня покорили все рассказы, и как же ювелирно Алексей Полярников выкладывал алмазики, изумрудики, бриллианты по всей истории в виде одинаковых имён, перекликающихся действий, которые иногда давали эффект Манделы, но только наоборот. сказки Нины являются ярким калейдоскопом, который переливается радугой в сумеречной тоске и тревоге главных протагонистов.
3230