Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сухово-Кобылин

Владислав Отрошенко

  • Аватар пользователя
    Аноним2 сентября 2025 г.

    Гений и злодейство — две вещи несовместные?

    Мне всегда интересно читать книги, в основу которых положены реальные события, которые базируются на реальных документах, переписках, воспоминаниях очевидцев. «Драма снежной ночи» – именно такая книга.

    Сюжетной осью книги становится загадочное убийство француженки Луизы Симон-Деманш, любовницы Александра Васильевича Сухово-Кобылина, которое произошло в Москве в ноябре 1850 года. Владислав Отрошенко не только рассказывает о том, как велось следствие по этому делу, но и показывает, как повлияли эти события на судьбу главного героя, который, без сомнения, представлял собой интеллектуальную элиту своего времени, и какое отражение нашла эта личная трагедия в творчестве писателя, в его сатирической трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

    Автор не просто провел колоссальную работу в архивах, изучил протоколы допросов, письма, свидетельства очевидцев и представил информацию о деле с цитированием подлинных документов. Он постарался изложить всю историю с художественной выразительностью, и книга не выглядит как сухой отчет. Документальная скрупулезность смягчается хорошим художественным текстом.

    Наверное, стоит отметить, что книгу не стоит рассматривать как хронику раскрытия преступления в чистом виде. Центральным лейтмотивом выступает все-таки не преступление и поиск виновного в нем, а судьба главного героя и социальная реальность того времени. Поэтому и вся книга – смесь стилей. Тут кроме детективного жанра еще и литературная критика с анализом произведений не только Сухово-Кобылина, но и его современников, социальная критика (чиновничий произвол, размах взяточничества, бюрократическая машина, перемалывающая человека, абсурд в функционировании судебной системы того времени), документалистика, философский роман (исследование сущности фатума, природы зла, парадоксов судьбы и случайностей и т.д.), биография и мемуары.

    Но, несмотря на то, что книга написана хорошо и интересно, мне было трудно погрузиться в нее, я все время «соскальзывала», теряла нить рассуждений, приходилось перечитывать некоторые отрывки, чтобы не упустить важной информации. Никак не могла понять, почему это происходит, но в итоге, кажется, разобралась в чем дело. Возможно, сбивало с толку именно смешение разных жанров, из-за чего произведение мне показалось неровным. Иногда казалось, что автор излишне углубляется в литературную критику пьес Сухово-Кобылина, проводит сопоставительный анализ его текстов с произведениями русских классиков - не уверена, что в данном романе это было необходимо в таком объеме. В итоге автор   уделил меньше внимания судьбе героя, да и анализ произведений в таком формате претендовать на полноту не может. И, хотя сам по себе разбор трудов главного героя интересен, по-моему, лучше, когда мухи отдельно, котлеты отдельно.

    Вторая причина в следующем. Все время чтения меня не покидало чувство безысходности и давящей тоски. Книга основана на реальных событиях, в ней фигурируют личности, чьи фамилии и сегодня на слуху, образованные люди, можно сказать цвет нации. И все они, включая главного героя, только тем и занимаются, что проматывают состояния, обманывают наивных барышень, жен и мужей, нещадно избивают крепостных и т.д. И ни одного светлого пятна в этом темном царстве (даже жертва нарисована далеко не положительной особой). Весь государственный аппарат, как он предстает в романе, погряз во взятках, преследовании личных интересов, бюрократизме, нарушениях закона, чиновничьем произволе, абсурдности. Может, из-за этой тоски мне было достаточно трудно читать эту книгу. Ну и неприятно видеть в этой истории столетней давности вневременные неискоренимые черты. Но это, думаю, претензия не к автору.

    В итоге я все-таки рекомендую читать этот роман. Он очень достойный. Только не стоит от него ожидать эмоций, которых мы обычно ожидаем от детектива, тут совсем не про поиск убийцы. Эта книга больше подойдет тем, кто интересуется русской историей, литературой, размышляет над природой власти и вечными вопросами о взаимоотношениях личности и государства, фатализма и волюнтаризма, правды и лжи, несправедливости и ценности человеческого достоинства.


    60
    429