Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ключ Сары

Татьяна де Росней

  • Аватар пользователя
    Egery30 августа 2015 г.

    Впервые за долгое время я не могла спать после книги. Настолько она сильная. В ней пересекаются две временные линии, две женские жизни, две судьбы.
    Одна из них - судьба маленькой еврейской девочки, которую вместе с родителями выгнали из родного дома, заперли в душном стадионе "Велодром д'Ивер" во Франции, в Париже. Вместе с тысячами евреев, которых впереди ждал Аушвиц. А маленькая девочка не могла понять за что? Чем они отличаются? Почему люди так их ненавидят? Зачем они должны носить желтую звезду? И почему родители ничего не объясняют? А еще дома в шкафу сидит ее маленький братик, которого она пыталась спрятать. Он ждет ее, она ведь обещала вернуться.
    Уже с первых страниц не отпускает боль, потому что нет оправдания антисемизму и геноциду. Кто позволил людям решать, жить кому-то или умирать? Кто дал право распоряжаться чужими судьбами, разлучать родных и близких, родителей и детей, братьев и сестер? Этого не понять и не простить. И об этом нужно помнить.
    Еще больший ужас заключается в том, что гнали людей в тот злосчастный день июля 1942 года не немцы, а рядовые французские полицейские. Многие люди закрывали глаза на все, они не хотели знать правды. Была война, многие гибли, многие пропадали без вести. Тогда все делалось быстро. Никому ничего не объясняли. Евреям даже разрешили взять кое-какие вещи. Как будто просто отправляли на работы. Хотя некоторые догадывались, видели этих несчастных голодных детей, пытались помочь, дать еды и воды. Эта картина перекликается в моей голове с тем, что написано в "Книжном воре" Маркуса Зусака. Страшно. Больно.
    Были люди, которые прятали евреев, помогали им, кормили, просто спасали. Такие встретились и на пути маленькой девочки Сары. И благодаря им она смогла вернуться.
    С главами о Саре чередуются главы о Джулии. Эта уже не молодая женщина живет в Париже, она замужем и у нее есть замечательная девочка Зоя, не по годам взрослая и рассудительная. На дворе 2002 год, с тех страшных событий прошло уже 60 лет.
    Волею судьбы Джулия узнает, что семья ее мужа много лет жила в квартире, освободившейся после еврейского погрома. Ей не сидится на месте, она пытается выяснить правду, даже если собственный муж против этого.
    Эта часть очень спорная и неоднозначная. Джулия, пытаясь проникнуть сквозь годы, невольно врывается в чужие жизни, чужие семьи. Зачем? Ведь даже Сара хотела все забыть. Просто не могла больше помнить. Джулия переворошила чужое белье, чтобы достичь непонятных целей. Я не смогла этого понять. Хотя другие ее поступки, касающиеся Бертрана, я всецело одобряю и поддерживаю. Они были единственно правильными.
    Не смотря на то, что книга художественная, все герои вымышленные, она все равно затрагивает нашу историю, наше прошлое, нашу боль. И такие книги надо читать, они заставляют интересоваться историей, искать ответы и задавать вопросы. Они бередят душу, перебирают ее тонкие струны и играют мелодию, которую никогда не забыть.

    20
    233