Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
OwlJane30 августа 2015 г.Мистер Локвуд, мужчина средних лет, приезжает на Грозовой перевал – достаточно мрачное место, хозяином которого является нелюдимый мистер Хитклиф. Многое происходило на Грозовом перевале за годы его существования. Загадочную и темную историю повествует миссис Дин, женщина, которая служит на Перевале по хозяйству уже много лет.
Достоевский+"Поющие в терновнике"+"Портрет Дориана Грея"="Грозовой перевал"
Да, вот такая гремучая смесь получилась у английской писательницы XIX века Эмили Бронте, которая всю свою жизнь творила в жанре поэзии и написала лишь один роман, ставший объектом для обсуждения в данной рецензии.
И все-таки хочется объяснить, почему у меня возник этот ряд ассоциаций.
Достоевский. В произведении Эмили Бронте присутствует тот же тонкий психологизм, накаленный до предела, что и в прозе Федора Михайловича. Герои Бронте в большинстве запутавшиеся в себе люди, даже с некоторыми психическими отклонениями. Это больные люди, которые омерзительны и вызывают отвращение. И проза Достоевского обладает в точности той же спецификой.
Но атмосферность, пожалуй, меня у Бронте зацепила меньше, чем у Достоевского. Федор Михайлович вывернул мою душу наизнанку и заставил задуматься о многих вещах. У Достоевского атмосферность – неотъемлемая часть творчества, у Бронте – приятное дополнение к ее другим несомненным плюсам. Госпожа Эмили не менее профессиональна, чем русский классик, но у нее атмосфера воссоздается иначе.
Если уж я затронула профессионализм, то мисс Бронте явно писала "Грозовой перевал", когда уже состоялась как писательница: у нее уже набитая рука и очень уверенный слог.
"Поющие в терновнике".Трагизм у Эмили Бронте ощущается в полной мере. В том и сходство с бессмертным произведением Колин Маккалоу. Однако Бронте удалось выразить его в другом и, опять же, по-своему.
"Портрет Дориана Грея". "Грозовой перевал" – зеркальное отражение английского общества XIX века. Бронте затрагивает все важные темы, и делает это не менее мастерски, чем Оскар Уайлд.
Именно сатиры в "Грозовом перевале" я не заметила. Сатира высмеивает человеческие и общественные пороки, а Бронте, напротив, говорит с читателем на полном серьёзе, поднимает темы, которые не принято обсуждать.
С "Портретом..." у "...перевала" как раз полное сходство по проблематике, а Хитклиф мне своим образом очень сильно напомнил Дориана.
Если говорить о плюсах этого произведения, то нельзя не отметить необычную композицию: нам рассказывается история в истории. Первые 60 страниц мы читаем повествование мистера Локвуда о его обустройстве на Перевале, а дальше начинается самое интересное: мистер Локвуд (и, соответственно, читатель) слушает рассказ миссис Дин о событиях прошлого и об истории поместья. Рассказ этот заканчивается примерно за 40 страниц до конца книги, но всё же иногда прерывается. Такая структура мне встретилась в "Соленом ветре" Сары Джио, который я прочитала незадолго до этого. Я очень люблю переплетение прошлого и настоящего в литературе и подобным образом построенный текст, а потому отношу эту особенность к плюсам, хотя кому-то она наоборот может не понравиться, потому что запутаться не составит ни малейшего труда, особенно если вы часто отвлекаетесь во время чтения. У меня происходит именно так, и в текст я старалась вдумываться как можно тщательнее, чтобы понять все отсылки и иносказания.
Еще одна вещь, о которой нужно знать перед чтением "Грозового перевала" – сложные родственные связи. Я не могу отнести это к минусам или плюсам, и вообще это моя проблема, как читателя, что я постоянно путаюсь в том, кто кому кем приходится. Я путаюсь в каждой книге, которая так или иначе повествует о семьях. Просто к этому нужно быть готовым.
Жанр "Грозового перевала" – семейная сага в сочетании с готикой и реализмом. Любовным романом это точно не назовешь. Вспомним о сравнении с "Поющими в терновнике": "Поющих..." тоже определяют к жанру любовного романа при том, что это не соответствует действительности.
Готичность проявляется в гнетущем настроении произведения и в общей мрачности повествования, а реализм в поднятии актуальных для Англии XIX века тем. Причину, по которой "...перевал" можно считать семейной сагой, объяснять, думаю, и не надо: в центре повествования семья, историю которой мы узнаем по ходу повествования.
Пора разобрать героев, но не всех, дабы не пересказывать сюжет.
Мистер Локвуд – персонаж, от чьего лица ведется повествование, но главным героем его назвать сложно. Одинокий, но это ему по душе. Любит покой и тишину.
Хитклиф – центральный персонаж. Он-то и заварил всю кашу много-много лет назад. Мизантроп до мозга костей, очень не любит людей, что можно понять по его поведению. Если и сравнивать Хитклифа, то только с Дорианом Греем (о чем я уже писала ранее): он порочный, и душой его завладел дьявол, хоть и не в обмен на вечную молодость.
Кэтрин Эрншо (старшая) – истеричная параноичка. Капризная, упрямая и своенравная. Эгоистичная и избалованная до невозможности.
Думаю, что любовь между Хитклифом и Кэтрин – типичная любовь в исполнении Достоевского. Она болезненная, дикая и страшная.
Я не читала "Лолиту" Набокова, но все-таки посмею предположить, что любовь между Хитклифом и Кэтрин похожа на историю Лолиты и Гумберта. Нет, не в плане разницы в возраста, как вы могли подумать. Сколько бы рецензий на "Лолиту" я ни читала (хотя по рецензиям свое мнение о книге не составишь), в большинстве из них повторяется мысль, что Лолита не была такой бедной маленькой девочкой, как многие ее представляют и воспринимают. Она знала, что имеет власть над Гумбертом, и любила она не его, а осознание того, что она может манипулировать им, заставлять его страдать. И это описание идеально подходит для Хитклифа и Кэтрин: она играла с его чувствами, зная, что дорога ему. Да, у Кэтрин имелась определенная привязанность к Хитклифу, но она была скорее дружеской.
Так в чем же смысл "Грозового перевала"? А в том, что не надо делать человека, которого любишь, своим кумиром и поклоняться ему. Обожествление кого бы то ни было – это плохо. Можно даже обратиться к заповеди "Не сотвори себе кумира". Ее стоит всегда помнить, даже если вы атеист.9317