Рецензия на книгу
Cutting for Stone
Abraham Verghese
Melissophyllon29 августа 2015 г.Абрахам Вергезе – врач, и книга его, «Рассечение Стоуна», прежде всего о людях. И этим она очаровывает: невероятный поток любви и принятия жизни, как нечто целого, гармоничного, изменяющегося при каждом принятом или непринятом решении, но с оттенком не столько фатальности, сколько с неизменными опорными пунктами, вокруг которых можно ходить вокруг да около, которые можно не замечать, но это все не изменит их существования. И это восприятие жизни кажется мудрым и зрелым, что захватывает, очаровывает и не дает, как и читать взахлеб, так и не откладывать ее надолго. История и описанный мир не отпускают, к ним хочется возвращаться. И это подкупает, при том, что книга не без недостатков. Она все равно хороша.
Но обо всем по порядку. Аннотация да и многочисленные рецензии с отзывами дают ясное представление о сюжете книги. Это действительно простая история взросления, поданная с точки зрения одного из сиамских близнецов (которых отделили физически друг от друга при рождении). Эта история Миссии в Эфиопии, в родном городе автора, людей, работавших в ней, людей, чью жизнь она затронула, оставшись памятной вехой, теплым воспоминанием о прошлом. И каждый человек, можно сказать, дышит со страниц: при всей лаконичности повествования автор пишет красочно, ярко, он живо, объемно рисует образ своих персонажей, образ Миссии, жизни Эфиопии с ее переворотами, бунтами, страшными сценами казни и императорской собачкой Лулу. И так как жизнь главных героев отдана медицине, в книге отдано много места операциям, их натуралистичным и откровенным описаниям. Но это тот случай, когда натурализм не переходит в чернуху (даже с учетом физиологичных аспектах любви или подросткового неуемного желания). Ведь герои – это врачи, и человеческое тело для них не что-то отталкивающее, это, скорей, поле битвы, и так как оно часть мира, часть жизни, они принимают его таким, какое оно есть, не отворачиваясь от опухолей, уродства и прочих болезней, но сочувствуя и стараясь помочь. Тут как пример, Шива, младший из близнецов, который при всей сложности и неоднозначности натуры, посвятил свою жизнь проблеме, от которой тщательно открещивались обычные люди, предпочитавшие изгнание и смерть носителя болезни помощи и поддержке. И это один пласт романа, в котором сплетена не только медицина, но и человеческие заблуждения, религия и даже социальная тематика.
В книге очень много семейной тематики: тут семья и как кровное родство, так и как душевная близость, семья как ячейка из родителей и детей, так и всех работников Миссии. И «Рассечение Стоуна» можно смело вносить в список книг, где семья показана с невероятной любовью и теплотой, где семейные узы стоят на первом месте, хотя многие вещи далеки от идеалов, и даже самым душевным людям присущи заблуждения и предубеждения. Но Гхош и Хема, их отношения друг с другом, их долгая история схождения покоряют, запоминаясь надолго.
В книге есть Рок, есть предопределенность и смирение, но не бессмысленное покорение судьбе, а принятие жизни во всем ее многообразии. И я бы тут поставила параллелью жизнь Мэриона, от лица которого ведется повествование, и Генет, подруги детства и возлюбленной. Один из них методично шел к своей цели, вдумчиво изучая медицину, следуя своему сердцу и тому, что в современном мире принято считать старомодным и излишне сентиментальным. Мэрион – человек со всеми своими недостатками, которые задевают читателя, пробуждая желание, быть может, потрясти героя, заставить его очнуться от своих иллюзий. Но ведь это и главное – персонаж не оставляет равнодушным (впрочем, как и остальные). Генет же пошла по другому пути: она бросила вызов судьбе, оступилась и так и не нашла верную для себя дорогу. Судьба Генет – одна из рамочных историй в книге, потому что именно из-за Генет Мэрион покинул родину, но из-за нее он же и вернулся, образно выражаясь. Отличный пример, когда можно проклинать трудности жизни, ее несправедливость, заодно говоря им спасибо, ведь при силе духа их можно превратить в ступеньку на пути к цели.
Много всего замешано в книге, и по каждому поводу, по каждому, даже второстепенному герою, можно говорить. Такая многослойность, помноженная на глубину истории, на количество персонажей рождает желание растянуть историю, ведь так неспешна и сама жизнь. Но повествование то тягуче неторопливо, и отдельные минуты могут растянуться на несколько страниц, то кратка, и целые годы остаются за кадром, превращая события в простые упоминания. С одной стороны, это можно понять. С другой, это можно записать в минус. Но этот момент спорный. За что же можно было бы упрекнуть автора, так это за прыгающий стиль. Чтобы окончательно убедиться в своем мнении, нужно заглянуть в оригинал и удостовериться. Но скачки с употребления прошлого времени на настоящее не всегда вписаны гармонично в текст. Это же бы я отнесла к некоторым оформлениям прямой речи, прописанность некоторых ремарок в газетно-журнальном стиле. Собственно, некоторого дополнительного редакторского внимания книге пошло бы не повредило. И только за это я не могу поставить истории все пять звезд. Хотя сама она в ее жизнелюбии очаровательна.
824