Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Stranger in a Strange Land

Robert A. Heinlein

  • Аватар пользователя
    Аноним28 августа 2015 г.

    Поверхностность, вторичность, прямолинейность.

    Небольшое ИМХО после прочтения.

    В основу структуры романа положено последовательное описание этапов развития марсианской личности главного героя - человека, воспитывавшегося на Марсе - и его идей по мере накопления им опыта жизни на Земле.

    Как, на мой взгляд, многие фантасты и, шире, американские писатели 60-70-х годов Хайнлайн вкладывает в роман эклектичные пантеистические идеи в стиле New Age, донося их через проповедь своего героя. И в этом первая слабость книги, видимо, вообще характерная для пера Хайнлана: проповеднический тон всего повествования. Диалоги и монологи изобилуют практически неприкрытыми и логически не вытекающими из актуального развития сюжета и характеров обширными проповедническими отступлениями, дающими идеи романа в явном, открытом виде. ИМХО, такой тип подачи является довольно грубым, слабым и утилитарным.

    Собственно, единственный характер, имеющий в романе какое-то, хоть и весьма прямолинейное, развитие - это сам Майк. Все остальные основные герои почти с ходу принимают все его идеи и, очевидно, выполняют в романе роль паствы, а пастве иметь личности не положено. Не имея самостоятельной прописанной и раскрытой личностной основы, они внутренне меняются почти мгновенно после очередного односторнне-проповеднического диалога с Майком. Единственный действительно фактурный характер - Джабл Харшоу. Видимо, он получил такое право, т.к. изображен человеком уже довольно старым и сформировавшимся. К тому же, это единственный персонаж, оживляющий поток проповедей иронией и сарказмом, хоть и не адресованным проповедям напрямую.

    Идеи книги, конечно, могли являться довольно, если не свежими, то актуальными, интересными и еще недостаточно раскрытыми для американского общества на момент написания романа. Возможно, этим и вызван его почти культовый статус. Этим же, возможно, вызвана топорность подачи этих идей - их содержание было настолько актуально, что на форму подачи никто не обращал большого внимания. Все эти разговоры о пантеизме (все есть Бог), полигамии, как свободной любви, избавляющей общество от препон, проблем ревности и других, характерных для института брака, объявленного Майком бессмысленным, отжившим свое и сугубо отрицательным явлением, сложностей, мессианство, разумное осознаваемое существование души на неком высшем уровне после физической смерти тела, возможность полного психосоматического подчинения телесного, сверхъестественные способности, дающиеся полностью свободным и раскрывшим свой истинный потенциал (TM) человеческим существам, характерная буддистская невыразимость земным языком сущности идей Майка - все это было на пике популярности в пуританском американском обществе времен т.н. сексуальной революции. В то же время характерно отсутствие глубокого раскрытия хотя бы одной приведенной идеи, рассмотрения ее предпосылок и долговременных последствий, примеров альтернативно живущих сообществ, порождаемых внедрением идеи в жизнь следствий и проблем. На выходе: винегрет из христианских идей всеобщей любви, первобытных и, отчасти, исламских полигамных тенденций, индуистского брахманизма, пантеистичности и сиддхизма, буддисткой невыразимости, утопизма, анархизма. Все перечисленное, как показало время, для американской массовой культуры так и осталось lite-версиями постулатов надерганных из различных мировых учений без сохранения философского и исторического контекста и сопутствующей проблематики, а по принципам "так легче будет жить" и "это экзотично - не так как у нас, значит, лучше".

    Сам Майк, обладая обширными сверхъестественными и умственными способностями, огромным денежным состоянием, являет собой классический пример deus ex machina, оказывая соответствующее пагубное влияние на развитие сюжета. В результате: изобилие прямолинейных и вместе с тем надуманных сюжетных ходов, отсутствие необходимости раскрытия сложности процессов личностной и групповой динамики изображенной в романе комунны последователей Майка, общая скучность и утопичность.

    Наконец, некоторые главы, посвященные собственно жизни после смерти отдельных персонажей, призванные, видимо, скрасить доморощенную высокопарность повествования ироничным юмором, на самом деле, на общем фоне смотрятся скорее буффонадой и профанацией.

    7
    167