Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Петля и камень в зеленой траве

Братья Вайнеры

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2025 г.

    В целом – версия братьев Вайнеров о деталях убийства в 1948 году органами ГБ известного актера, режиссера и еврейского общественного деятеля Соломона Михоэлса. Главные герои романа – не особо удачливый по литературной линии писатель Алексей Епанчин и его возлюбленная – научный литературный работник Суламита (Ула) Гинзбург, действие происходит в конце 70-х годов. Дабы связать интерес Улы к происшествию 30-летней давности, авторы немного переписывают реальную историю и добавляют еще одну жертву убийства – писателя Моисея Гинзбурга, отца Улы. Алексей – сын гэбэшного генерала на пенсии, в конце 40-х возглавлявшего Министерство госбезопасности Литовской ССР, у него преуспевающие браться (один из них – полковник КГБ), «элита» общества. Алексей-же подбухивает, с сарказмом относится к существующему строю и вообще является «позором семьи». Тем не менее, ему удается, несмотря на препоны, выстраиваемые бывщими коллегами отца, расследовать историю убийства и выявить имена исполнителей и заказчиков. Главный герой вызывает двоякое чувство. Да, он достаточно трезво оценивает то, что происходит вокруг, понимает истинные причины «элитарности» своих родственников, поднявшихся кто на репрессиях в отношении своего народа, кто на жульничестве и воровстве. Но при этом он нисколько не чурается пользоваться благами этой элиты: охотно пьет и жрет на халяву, посещает закрытые сауны в компании с генералами, министрами и директорами продовольственных баз, общается с ними, при этом осуждая их внутри себя. Этакий тихий бунтарь-алкоголик под крышей КГБ. «Все в говне, я – в белом фраке» - это про Алексей.
    История Улы – это рассказ о мытарствах и гонениях еврейской семьи в СССР, о притеснениях по национальному признаку.
    Повествование ведется по очереди обоими героями. Читается бойко, хорошее движение, без нудятины.
    В свет роман вышел в конце 80-х, когда Перестройка и Гласность дали возможность заглянуть в тайны, за знание которых в предыдущее время можно было получить статью. В конце 80-х темы «раскрытия тайн кровавой гэбни» были весьма популярными, хотя, по моей памяти, роман не вызвал резонанса, аналогичного «Детям Арбата». При этом авторы утверждают, что написано это было в 1977 году, но никому не показывалось, ждало своего часа. Верить в это или подозревать в конъюктурщине – тут каждый выбирает свой вариант.

    4
    104