Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мой парень дышит огнём

Мария Сакрытина

  • Аватар пользователя
    Аноним30 августа 2025 г.

    ...это, наверное, тоже человеческое - иметь надежду.

    Представьте, что вы дракон, у которого может быть одна пара на всю жизнь. И вашей парой оказывается человек. Нет, не просто человек, а молодая симпатичная девушка с патологической тягой к самоубийству. Конечно, она не хочет самоубиться целенаправленно – она любит жизнь, кофе и сумочки. Просто она постоянно влипает в какие-то ситуации, которые оказываются опасными для её жизни и могут привести к не очень хорошим последствиям. А влипает она в них, потому что идеалистка, потому что хочет счастья для всех даром, и чтобы никто не ушёл обиженным, потому что такой вот у неё взгляд на мир: она хочет справедливости, но не всегда думает о последствиях своих действий. А если ваша пара умрёт, то страдать вам, не переставая, пока вы сами не умрёте. Представили?

    Иннару и представлять не надо. Молодой огненный дракон оказался связан с прекрасной, немного легкомысленной, повёрнутой на артефактах и сумочках волшебницей, которая видит цель и не видит препятствий (и последствий), а потому прёт напролом во имя великих целей. Что ему ещё остаётся делать? Причинять добро, само собой, то есть постоянно спасать её, рискуя собственной шкурой и деньгами Эли – штрафы за дракона-нарушителя платить ей всё-таки.

    Вот такой лёгкой, забавной и весёлой кажется книга. Эля, от лица которой мы смотрим на все события, на самом деле чуточку легкомысленная и даже как будто не приспособленная к жизни. За своей страстью к артефактам и изобретениям она может ничего не замечать, не заботиться о себе и дневать-ночевать в лаборатории. Но в то же время она уверена в себе, знает себе цену и не разменивается на мелочи. Да, она не умеет готовить, не прям хороша в этикете и некоторых университетских дисциплинах, но в своей специальности она практически гений, и ей этого хватает. А ещё она идеалистка и, как потом скажет принц Роберт, делит мир на чёрное и белое. И оттого интересно наблюдать, как её картина мира постепенно меняется после встречи с Иннаром.

    Иннар – полная противоположность Эли. Во-первых, он дракон, а драконы находятся в рабстве, не считаются за людей (даже полукровки), страшные-опасные и всё такое. С ними нельзя дружить, их нельзя любить, и так далее, и тому подобное. Во-вторых, характер у Иннара не сахар. Он любит порядок, правила, спокойную жизнь и Элю. Всё вместе становится бурным коктейлем и корнем всех проблем, потому что из любви к Эле Иннару приходится плевать на остальное. А ещё ему очень сложно донести до Эли некоторые мысли, потому что её идеализм очень мешает до неё достучаться. Но Иннар искренне старается.

    Развитию отношений Эли и Иннара посвящена вся первая часть и немного – вторая. Они в принципе в центре сюжета, потому что все последующие события случились в основном из-за того, что Иннар попал к Эле, и Эля в него влюбилась. Их знакомство, притирки, общение описываются как нечто забавное: она выбрасывает его еду – он выбрасывает её сумочки, они спорят, она пытается узнать больше о драконах – он пытается донести ей свои чувства. Но это то, что показывается читателю открыто. А что же остаётся в тени? Суровая, ужасная правда, которая доходит до Эли не сразу: драконы, оказывается, не звери, не животные. У них есть чувства, и не все они плохие. То, что происходит с драконами, – это ужасно, ненормально. С этим нужно что-то делать.

    И если поначалу эти мысли крутились в голове Эли только касательно Иннара – все драконы плохие, но Иннар-то хороший, Иннара она знает, – то во второй части её взгляды снова меняются. Посетив драконий питомник и увидев, как на самом деле обращаются с драконами, Эля понимает, что слишком всё идеализировала, слишком доверяла тому, что читала и слышала со стороны. Постепенно она осознала, что мнение, которое сложилось о драконах в человеческом обществе, стало таковым во многом из-за самих людей, лишивших драконов человечности. И вот в её глазах уже не только Иннар перестаёт быть зверем, но и другие драконы. Конфликт с уровня «Эля – Иннар» переходит на следующую ступень «Эля и её мировоззрение», становится шире.

    Из романтического технофэнтези, каким история была сначала, автор переходит к социальной драме. Вопрос уже не в том, могут ли быть вместе настолько разные создания, как волшебница и дракон, как строить отношения, когда общество против, когда ваше положение отличается так сильно. Теперь Эля задумывается над более масштабными проблемами: правильно ли обращаться с драконами так, как все эти столетия обращалось общество? Насколько правдивую информацию им сообщают? Не ошибаются ли люди? Рискуя жизнью, она тайно помогает драконам в питомнике и на собственном опыте понимает, что ненависть драконов к людям – следствие ненависти людей к драконам. Это замкнутый круг. И чтобы что-то изменить, его нужно разорвать.

    В третьей части конфликт снова меняется, снова становится крупнее. Это уже не «Эля и общество», а «Эля – общество – государство». Желая освободить не только Иннара, но и драконов вообще, Эля проникает во дворец и узнаёт гораздо больше, чем, наверное, хотела бы. Её картина мира снова меняется: оказывается, есть и оппозиция, которая тоже хочет освободить драконов, и принц, страдающий от неразрешимой дилеммы, связанной с драконами, и маги, которые хотят взять власть в свои руки. В общем, из-за простого желания быть со своим парнем «как все» Эля влипла в заварушку государственного масштаба.

    И вот здесь мне понравилось, что автор не стала уделять политике пристальное внимание, оставив её для другой истории. Да, к финалу поднимаются важные проблемы: как освободить драконов, не разрушив общество; как не привести государство к гражданской войне; как сохранить права и свободы всех граждан и интегрировать в общество тех, кого угнетали; как изменить взгляды, которые властвовали столетиями. Но в центре всё-таки остаются отношения Эли и Иннара, меняющиеся прямо пропорционально взглядам и действиям Эли.

    Шутка про страдающего Иннара, «причиняющего добро», в начале отзыва была не просто так. Чем больше Эля пытается спасти драконов, чем сильнее вмешивается в политику и происходящее, тем в большей опасности она оказывается. Иннару же приходится её спасать – порой хитростью, порой мешая самой Эле, действуя ей наперекор. Из-за этого конфликт «Эля – Иннар» в третьей части наконец-то достигает своей кульминации. Эля, не привыкшая к тому, что кто-то её кто-то останавливает, сталкивается с постоянным вмешательством Иннара. Иннар, смирившийся со своим положением, не понимает стремления Эли спасти всех ценой своей жизни. В общем, они сталкиваются лбами и упираются в то, что не могут доверять друг другу.

    В этом конфликте я, как ни странно, на стороне Иннара. Да, Эля хочет спасти драконов, изменить общество, мир, сделать жизнь лучше. Но она порой не думает о последствиях своих поступков: о том, что будет после освобождения, о том, кому влетит за её самовольное проникновение в драконью казарму. Лишь один раз, при столкновении с невестой принца, Эля наконец-то задумывается о последствиях и понимает, что они будут, причём далеко не самые приятные. Всё остальное время она действует по принципу «решаем проблемы по мере их поступления».

    А Иннар как раз обо всех этих последствиях думает. Для него важно спасти свою пару, иначе без неё он жить не сможет. Да, ему приходится действовать у неё за спиной – а как ещё, если она не понимает прямых разговоров? Да, ему приходится хитрить, вмешиваться в её планы, подключать её семью. Но всё лишь для того, чтобы не дать ей навредить себе же. В какой-то момент Иннар тоже ведёт себя как идеалист, когда свято верит, что драконы его пару не тронут – чем всё это оборачивается, вы потом увидите. Но остальное время он является воплощением рациональности и прагматизма – того, чего Эле так не хватает.

    И вот вроде бы они несовместимы, абсолютно – Эля с её немного розовым взглядом на мир, верой во всё лучшее и справедливость, и Иннар, познавший все ужасы жизни в рабстве, видевший все аспекты людской жестокости и извращённости, не верящий никому и ничему. Но мне кажется, что они прекрасно дополняют друг друга. Эля не прям ангелочек, но чистая, светлая и открытая. Её наивность – и проблемы в драконоведении – помогли растопить сердце Иннара, изменить его взгляды на людей. И она будет сглаживать острые углы, как делала всё это время, находить подход ко всем – и не только благодаря наивности, но и благодаря навыкам переговоров. Иннар же будет привносить в их отношения рациональность, спокойствие, обдуманность и, чего греха таить, порядок и адекватность. Он умеет тормозить Элю, когда её заносит, заполнять пробелы в её идеальных планах и приходить на помощь тогда, когда нужно – вовремя.

    Думаю, история получилась потрясающая. С одной стороны, романтичная сказка о предназначенных, о соулмейтах, которым суждено быть вместе вопреки всему, о возлюбленных, чьи чувства разобьют любые преграды и освободят всё и всех от зла и ужаса. С другой стороны, настоящая социальная драма о неравенстве и отсутствии справедливости, о пропаганде и силе слова, о зле мнимом и реальном. Да, финал вышел счастливым, герои вместе, все свободны. Но в то же время не без частностей, которых в сказках не бывает. И именно это делает роман уникальным.

    Содержит спойлеры
    5
    44