Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Манюня

Наринэ Абгарян

  • Аватар пользователя
    Аноним27 августа 2015 г.

    У меня не было "советского" детства. Когда распался СССР мне исполнилось пять. Однако, мне не кажется, вопреки всему, что это книга именно о советском детстве. От "чистого" СССР тут только пятидесятикратные намеки на дефицит. А так - типичная жизнь провинциального городка и девчонки томосоеровского шкодливого типа, находящие прелесть в трикстерском подрыве тишины этого уютного болотца. В декорациях России история "Манюни" тоже вполне уместна. Ибо она вообще вневременная.
    Форма сего произведения несколько неровная, рваная. Автор пишет урывками, собирая какой-то неряшливый паззл. Вот только рассказал в одной главе историю влюбленности девочки во взрослого соседа, закончил сюжет - оп! - в следующей главе как ни в чем не бывало вернулся к нему. И таких обрывов ох как много! Четко выраженного финала нет - окончена книга опять же по том-соеровскому принципу - когда удобно. Нет и какого-то магистрального сюжета - перед нами пёстрый сборник анекдотов, порою недосказанных (как в истории с кино "Зита и Гита") и намеренно прерванных там, где нарочито ваеселое повествование перетекло бы в локальную детскую драму, которой в искрящейся смехом "Манюне" не место. Впрочем, невзирая на прорехи в форме и бедность стиля, читается книга легко. Здесь не марк-твеновский сарказм, а добрая ирония и большая-пребольшая, как Ба, ностальгия. Она-то родимая и придает книге доброту, свет и веселость. Ведь, если перейти от формы к содержанию и вдуматься в него, можно впасть в панику. Это вам не радость-радостная. Это мрак, треш и "стокгольмский синдром" в одном флаконе.
    Персонажи-дети. Милые, веселые, местами неадекватные, но в целом не вызывающие вопросов типажи для хорошей детской книжки.Им не повезло в одном. Они живут в мире странны взрослых. Неадекватных взрослых. Посмотрим правде в глаза: откровенно несчастных взрослых, с жизнями пошедшими "как-то не так". По неадекватности окружения это какая-то "страна приливов". В "Похороните меня за плинтусом" странновата по большему счету одна бабушка. А здесь все старшие. Вот просто все.
    Я намеренно не стану писать о Ба. В нее легко кинуть камень (в контексте книги,правда, лучше сковородку). Меня занимает: почему говоря о Ба, никто не понимает, что родители Нарки и дядя Миша, такие какими они описаны в книге, ничуть не лучше? Мать. Женщина, считающая, что ее жизнь загублена переездом в захолустье и не устающая это упоминать с завидной частотой, упиваясь ролью жертвы. Родившая четырех дочерей и сетующая по этому поводу. Не знающая иных воспитательных средств кроме затрещин, но при этом поражающаяся, что ее дочь Каринка дерется со всеми и вся (интересно: в кого пошла?). Способная в порыве гнева метнуть в голову дочери ведро. Легко и радостно наделяющая детей всем и вся (она ж знает все особенности характера Ба. Тем не менее Нарку с удовольствием сплавляет ей. Впрочем, как и младшенькую, отдыхая на море). Отец. Не прислушивающийся к жене. Пребывающий в своем мире и бегущий в работу от реальности. Беспомощный в воспитании (в одной из книг серии есть эпизод - в наказание, с целью скорее отвязаться, он надевает провинившейся дочке на голову тарелку супа. Девочка счастлива. Главное не бьют). Отец Манюни. Безвольный человек, подавленный собственной матерью, которая колотит его взрослого на глазах у дочки и всячески помыкает. Отказавшийся от любимой жены и нанесший дочери тем психологическую травму (вспомните, сколько Манюня мечтает о жизни с мамой). Мечущийся между женщинами, да так, что об этом знает весь городишко. Автор нелепых суждений, дурных проектов и просто неудачник. С этими замечательными людьми и существуют дети. И как существуют...
    В психологии есть понятие "стокгольмского синдрома". Здесь он самый. Вполне понятный. В своем прошлом, в детстве, ты ищешь крупички потерянного счастья, невольно втягивая в орбиту его все остальное. И счастливыми воспоминаниями становятся внезапно не только новые туфельки, шикарное пальто, теплое море, отличный фильм и веселая подружка единомышленник. Ты привязан к людям, с которыми ты жил. Просто потому, что знал только их, они были твоей жизнью. У тебя не было выбора. Как сигаревская девочка в "Волчке" любит мать, какой бы она не была, так и девочки у Абгарян принимают и любят своих взрослых, не понимая, что их окружение калечит и ломает их физически и морально. И в ранг веселого и повседневного возводится порка и иные виды физического воздействия (в пределах одной книги: их шлепают, бьют шлангом от стиральной машины, палками для выбивания шерсти, дают затрещины, контузят ведром, прикладывают по носу дверью), удержание в заложниках в холодном подвале без права выхода в туалет, бритье наголо, постоянные попреки, неумение старших объяснить простого (хоть настроить девочку смириться с формой носа, хоть раскрыть тайну брачной ночи). Последствия сказываются. Здесь вам и манин энурез (она постоянно писается - с первого появления в книге), и каринкина агрессия, и наркины комплексы и неумение выстраивать отношения со взрослыми (доказательством - эпизоды общения с возлюбленным Манюни и его женой). Но их детство было именно таким. И отсюда отчаянная попытка раскрасить его всеми фломастерами юмора - иначе, если не смеяться, то только взвыть. Потому, "Манюня", как мне кажется, так интересна взрослым. Вторым слоем под фантиком. Тягостью за весельем.
    И еще. Это очень взрослая книга, хоть и написана от лица ребенка. Детскость в ней имитируется, но нотка тоски по прошедшему проскакивает то там, то тут, всплывают какие-то не на маленького читателя направленные повороты сюжета фоновые, табуированные для самых маленьких, коим, казалось бы, "Манюню" читать самая судьба, микросюжетики с намеками на секс и прочие немалышовые темы. И, если книга хороша, то хороша не для мальчиков и девочек, но для тетей и дядей, уже научившихся влюбляться в миф о собственном "благополучном" детстве так же, как Абгарян. На эту тоскующую целевую аудиторию и рассчитана книга. И тут выстрел в цель. У автора получилось заразить грустной радостью, что ты вышел из детства с улыбкой, но не сшрамом на душе.

    5
    109