Рецензия на книгу
Девушка с татуировкой дракона
Стиг Ларссон
Аноним27 августа 2015 г.Достаточно сложные отношения сложились у меня с этой книгой ровно с первой попытки её прочитать. И да, верно, я начинала её не раз, и не два, и не три. В университете у меня был абсолютно потрясающий курс скандинавской литературы, в рамках которого, собственно, и предлагалось познакомиться с творчеством Стига Ларссона вообще и «Девушкой с татуировкой дракона» в частности. Я много слышала про этот роман и, что уж, просто сгорала от нетерпения, скорее его прочитать, предвкушала, как на одном дыхании разделаюсь с ним и вообще подготовлю доклад к семинару по нему.
Как бы ни так.
В ожесточенное противоборство с «Девушкой…» я вступила уже с первых страниц. Сил и терпения продираться сквозь это медлительное повествование катастрофически не хватало. Как же меня раздражало, что события развиваются со скоростью улитки, несмотря на то, что завязка детективной линии предлагается читателю уже в прологе! В итоге я едва дочитала первую главу и бросила.Недели через две я вновь взялась за роман. На сей раз я решила схитрить и прибегла к передовым технологиям – закачала в плеер аудиокнигу. «Ехать на учебу больше часа, прослушаю все произведение недели за полторы», - думала я. Наивная. Под убаюкивающий стиль повествования Стига Ларссона я засыпала даже стоя в переполненном автобусе! В итоге, предприняв ещё несколько маловразумительных попыток, для учебы я посмотрела шведскую экранизацию, на том и успокоилась, взяв для доклада на семинар Ю Несбё (этот товарищ пободрее будет). Относительно же «Девушки…» решила, что не судьба, да и забыла про неё на несколько лет.
Вернулась к роману совершенно случайно этим летом, купив в отпуске флипбук. Поскольку альтернативы не было, пришлось читать. И как по мановению волшебной палочки, книга у меня довольно неплохо пошла. Более того – я не могла оторваться от неё днями и ночами, вспоминая добрым словом университетский курс «скандинавки».
Скандинавская литература всегда (ещё с тех самых времен университета) ассоциировалась у меня с победившим феминизмом да ещё с сексуальным насилием. И то, и другое нашло отражение в книге и её главной героине.
Несмотря на сознательную культивацию со стороны Стига Ларссона феминистской составляющей образа Лисбет Саландер (автор был тем ещё феминистом – на этом сходятся все исследователи его творчества) и возведение её в ранг иконы girl power, писатель достигает прямо противоположного эффекта и из супергероини – хакерши, талантливой аферистки, девушки, которая знает себе цену и может за себя постоять – она превращается в ту самую «девушку в беде», которую веками вычерчивал литературный процесс всех стран мира.
В финале романа весь старательно накапливаемый эффект «крутости» и независимости Лисбет Саландер нивелируется образовавшейся зависимостью героини от Микаэля Блумквиста. Поэтому, если делать какие-то выводы относительно «Девушки…», то в отношении феминистской составляющей романа, как говорится, не дожал Стиг Ларссон. Не могу судить обо всей серии в данном ключе (не читала продолжение), но в финале «Девушки…» создается впечатление, что тебя просто обманули.
А как детектив – да, безусловно, книга хороша, несмотря на некую неторопливость, которая на поверку оказывается скорее, традицией, реализовавшейся в итоге в северном нуаре, своего рода нагнетанием атмосферы, саспенсом в какой-то мере, чем неповоротливостью.
422