Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 22 томах. Том V. Война и мир. Том 2

Л. Н. Толстой

  • Аватар пользователя
    Аноним29 августа 2025 г.

    Богатые тоже плачут

    Во втором томе Толстой, следуя своей первоначальной идее показать жизнь мiра (т.е. общества), а не рассказать про период без войны, как в итоге получилось из-за революционной реформы орфографии, в полной мере раскрывает себя как предшественник французской историографической школы "Анналов", продвигавшую антропологический взгляд на историю, ориентированный на людей, а не формации и процессы. Мысль эта выражена всего одним, вполне показательным предложением:


    Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований.

    Если первый том показался мне сыроватым что по языку, что по форме, то данная книга меня скорее обрадовала. Граф избавился от изображения кровавых битв, избытка длинных писем на французском и диалогов на адской смеси европейским языков. В речи героев даже появилась традиционная русская ж***, что было полной неожиданностью, но привнесло в текст живости и комизма.

    Правда, поначалу повествование тянулось мучительно медленно. Герои тонули в пучинах саморефлексии, и отвлечь их от экзистенциальных раздумий могли либо дубы, либо вращение лиц в высших сферах власти. Ряд персонажей с прежним энтузиазмом смотрит влюблёнными глазами на фигуру императора, а кто-то млеет от подчёркнуто нежных и белых рук Сперанского. В то же время Толстой набрасывает нам детали изнаночной, интимной стороны российской знати: долги, проигрыши, отказ от брака при недовольстве приданым, покупка гончей за три семьи дворовых. Понятно, что автор стремился передать тот самый дух времени без гнева и пристрастия, но чем дальше, тем неприятнее всё это читать. Не зря, видимо, Ленин когда-то назвал Толстого "зеркалом русской революции". Знать у него и правда выглядит нелицеприятно. Браки по расчёту, отдача слуги в солдаты за кофе, поданный не тому человеку.

    Есть в книге и комичные моменты. Например, сватовство Бориса к одной очень богатой невесте, овеянное двусторонней искусственной напускной меланхолией, перемежаемое мыслями о распределении доходов с входящих в приданое пензенских имений и нижегородских лесов. Не менее забавно выглядит описание того, как Наташа воспринимает оперу (мужчина в красных штанах пошёл налево к хору, хор очень громко что-то запел, потом одна певица упала, и все куда-то убежали). Как заметила одна моя подруга, Толстой обладает талантом понимать чувства и мысли как старика, так и девочки-подростка, и выглядят созданные образы одинаково убедительно.

    Не обошлось и без драматичных и даже приключенческих моментов. Анатоль и Элен Курагины поигрывают в Джейме и Серсею Ланнистеров, от истории с Наташей повеяло "Опасными связями" Шадерло де Лакло. Это добавляет в текст жизненности и живости.

    Но не всё читать было интересно. Сцена охоты Ростовых написана так, будто Толстой с пристрастием допросил большого знатока в деле убийства зверей, всё тщательно задокументировал, сделал поясняющие пометки, а потом списал текст в роман, позабыв эти пояснения убрать. И вот читаешь ты про то, как загоняют сворой волка, у которого полено (хвост) и гачи (ляжки задних ног), и он затёрся (перелинял). Скобки, замечу, все авторские.

    В общем, перечитывание второго тома меня не разочаровало. Язык лёгкий, в героях не путаешься, события развиваются, создавая интересный задел на будущее.

    5
    62