Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сон №9

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним29 августа 2025 г.

    Поиск отца под песни Джона Леннона

    Я окончательно убедилась в том, что мне нравится возвращаться к Митчеллу и перечитывать. Первый раз я прочитала «Сон №9» в 2018, и он меня тогда снес своим вихрем, да еще и наложился на то, что я к тому времени и так почти год провела во сне. Сейчас же мне казалось, что я медленно иду внутри сна, где играет музыка, а каждый поворот показывает новую историю. В этот раз я будто бы открыла для себя новый пласт отсылок (интересно, сколько я открою их еще лет через десять?), а литературная игра, которую так любит устраивать Митчелл, стала ярче и интереснее.

    Сам сюжет достаточно прост — юный Эйдзи Мияки приезжает в Токио, чтобы найти отца. Он вырос вдали от шума большого города, в деревне, где его воспитывала бабушка. Все, что он знает об отце — это то, что он «большая шишка», отгородившаяся от сына адвокатской конторой. Эйдзи не нужны его деньги, он скорее жаждет осознать, что в большом мире у него есть какие-то корни.

    Но дорога к отцу полна порогов, соблазнов и опасностей, которые раскинули сети и уже готовы поймать и утянуть несмышленого сельского паренька.

    «Сон №9» полон этих самых снов, и иногда граница между ними и реальностью размыта настолько, что перестает существовать. Сонные киберпанк погони превращаются в настоящие разборки якудза, погибшая, вроде бы, кошка плевать хотела на свою смерть, а охота за тараканом в крошечной квартирке становится метафорой погони за семьей, которую себе нафантазировал Эйдзи. И в это же время в окне отражаются неоновые часы, в кинопрокате раз за разом тонет Титаник, а в наушниках играет Джон Ленон и Кейт Буш.

    И за ворохом триллера, драмы и почти шпионского детектива в лучшей традиции всех игр про Японию прячется искренняя и ранимая история поиска и прощения. Эйдзи, одержимый поисками отца, отвергает свою мать. И мать и отец его бросили, но он знает, что мать — эгоистичная алкоголичка, а об отце он не знает ничего, и поэтому может его себе представить.

    Почему-то в моей голове идея «прочитать книгу за один заход» звучала логично. Ведь что может быть лучше, чем не выпадать из этого сплетенного с реальностью сна? Но, на самом деле, книга оказалась слишком большой (и не только по количеству страниц), и поэтому ближе к концу я схватила от нее практически реальное, а не сонное, похмелье. Все-таки эта любимая Митчеллом многослойность может измотать, особенно когда в последней части романа постмодернистская сказка про Литературного Козлика перетекает в дневниковые записи о жизни на подводной лодке во время войны.

    Но если после прочтения выдохнуть, дать эмоциям отлежаться, а усталости схлынуть, то послевкусие остается отличное и очень многогранное, его можно крутить в голове и примерять на него разные мысли, ища какие-то недоразгаданные подтексты. И я такое очень люблю.

    27
    244