Рецензия на книгу
Joseph and His Brothers
Thomas Mann
Аноним27 августа 2015 г.Начну с того, что выражу огромную благодарность своим сокомандницам за то, что предупредили о предисловии, что через него надо продраться, а далее будет сюжетно и интересно. Потому что открыв книгу, я чуть не закрыла ее обратно. Предисловие - это невыразимая мука и скука. Ниочемное ни о чем.
Правда, когда оно кончилось, мне не полегчало. Не прочитав и трети книги, я поняла, что ничего не поняла, и полезла в интернет пробежать глазами библейский сюжет. Не хотелось оттуда выдрать спойлеры, но хотелось разобраться, кто есть кто и кому приходится, ибо эта витиеватость Манновского слога только запутывала. А уж это называние чуть ли не каждого героя стопицот вариантами его имени и вовсе заводило в тупик, все думалось, тот же это Исаак или это какой-то другой Ицхак.
И знаете, помогло! Вычислила всех героев и их родственные связи и пустилась в дальнейшее, наконец-то осознанное, чтение.Если вычесть постоянные забеги вперед в повествовании, то оно вполне неплохо. Этакая семейная сага, где указаны действующие лица, но первоначально важно узнать об их предках. Так тут мы узнаем о судьбе отца Иосифа. Иаков мне показался очень здравомыслящим, сносным. Особенно занятным были годы службы у Лавана и отношения меж Лией и Рахилью. И вдвойне приятна мне справедливость, восстановленная Лаваном, если можно это так назвать, не зря он брат сестры своей Ревекки. Как она схитрила в пользу сына Иакова, так и Лаван схитрил в пользу старшей дочери Лии. И это было весело.
Отличает первую часть дотошное описание каждого маленького шажка: ужин, договор, обряд, наряд и т.д. Слишком дробятся главы, не успеваешь сконцентрироваться. Напрягают постоянные боги, называемые кучей имен, напрягает прославление беременности как обязательности, в смысле столь пристального внимания к этому.В годы юношества Иосиф стал отвратителен мне. Это избалованный, вздорный и сумасбродный парень, кичившийся своей красотой и умом, ну а впрочем, не его это вина, наверное, ведь все без устали повторяют, что он бог, а остальные мелкие сошки. Гордыня-страшная штука. Между тем, Иосиф всего лишь стукач и выскочка.
И то, что сотворили с ним братья, он как бы заслужил, нет, я вовсе не одобряю такой жестокости, но к тому моменту меня саму Иосиф довел до белого каления. И я готова почти оправдать их за все сотворенное, за ложь отцу, потому что и отец виноват, можно иметь любимчика средь сыновей, но так откровенно выделять его... А остальные просто хотели быть любимыми тоже, просто хотели внимания и ласки. А Исаак даже в моменты скорби не принял их утешений, все колол тем, что неприятно ему.
Благо, что Иосиф наконец-то понял и осознал всю "прелесть" своего поведения, видимо, не зря получил нагоняй)
В этой части слишком много занудных рассуждений, болтовни и историй, которые ни к чему не ведут. Разве что показывают хитрость и ловкий ум главного героя, но это нескромно что ли.Третья книга потянулась жвачкой: наиподробнейшее описание путешествия Иосифа с измаильтянами в Египет. Конечно, все упомянутое так легко представить, в этом плюс творчества Манна, у него все до мелочей разрисовано. Но бездеятельное описание меня не трогает. Да, на пути возникают города и крепости, там свои особенности, боги, люди, облачения, традиции, чудеса архитектуры, так сказать. Да, это красиво, да, это перед глазами, но меня это только усыпляет, хотя иногда и разбавляется диалогами.
Служба и возвышение Озарсифа стало интересной частью, такое ощущение, что половину каждой книги занимает тягомотная мура, а другую половину отличное повествование с динамикой и диалогами. Так в этой части вперед выступают интриги и любовь (опустим занятную встречу Иосифа с Петепра, брюзжание Гуйи и Туйи, роль Монт-Кау в судьбе Иосифа). Самое вкусное это ж дела амурные! О, это была жаркая страсть Мут, это были происки карлика Дуду. Это непередаваемые оттенки чувств в сложной ситуации.
И скомканный конец, который не под стать бушевавшим всю книгу эмоциям, смазал впечатления, так как запоминается чаще последний штрих, а здесь баланс сместился и...пфф. Жаль.Как ни удивительно, но последняя книга выбивается тем фактом, что здесь-таки она интересна своей первой половиной. И читается легко. Склонна думать, что Иосиф возмужал и стал вести себя достойнее, хотя временами все равно кичится и ведет себя как дебил. Ожидаемся скука при чтении его пребывания в яме не настигла меня, благодаря начальнику темницы Маи-Сахме и пекарю с виночерпием. Но особое удовольствие принесла мне встреча с фараоном Мени. Семнадцатилетний юнец вещает такое, что обхохочешься. Одним словом, я смеялась и прям упивалась общением фараона со своей матерью и женой Тити.
Затем повествование переходит к семейству Иакова. Болотная тянучка вернулась. Непонятно зачем была нужна эта история о Фамарь, конечно, она есть по факту, но к Иосифу вообще никак не относится, поэтому мне показалась лишней вставкой, занимающей место.
Последующие события совершались очень быстро - встреча с братьями, открытие им, отец - а для восприятия были тошнотворны. Все такие туполобые, наиграно идиотски себя ведут, строят невесть кого.
Уже хотелось, чтоб книга кончилась, но нет, что-то еще приберег автор, решил помучить ерундовыми ответвлениями о делоустройстве в Египте при Иосифе.Смерть Иакова расписана в мельчайших деталях, растянута как жвачка, совершенно не нужна уже, как по мне, потому что удовольствие уже получено от всего текста, пора бы остановиться, чтоб не превращать книгу в фарс. Но дотошное описание благословения, шествия снесло на нет всю радость чтения и вызывало лишь недоумение.
Наконец-то точка поставлена. Ура, свобода!После штурма Евангелий в годы учебы я не охотник до библейской тематики. Поэтому чтение изначально не казалось мне праздником, хотя надо вылезать из зоны комфорта и просвещаться, развиваться и просто дать шанс подобным темам. Вдруг да и? А потом бросить книгу стало, что называется, западло. Я не кололась и жевала кактус, но и не получила того самого кайфа от прочтения.
Но Манн-чародей слова. И это огромнейшее достоинство книги.
Что более всего удалось господину Томасу Манну - так это необычайно оживить ветхозаветную историю. Из коротенького описания событий он вырастил правдоподобную картину жизни, отразившую быт, нравы, характеры того времени. Диалоги кажутся реальными, описания уместными. Верится, что все могло бы быть так. А может и на самом деле было, не так ли?
Отдельно отмечу присутствие автора в тексте. Он время от времени проявляется длинными отступлениями рассуждающего и поясняющего характера. Он объясняет тот или иной путь развития сюжета, почему было избран такой ход, от чего зависело, подкреплено ли другими материалами или полностью воссоздано волей и фантазией автора, толкует о поступках героев, чтоб у читателей не осталось вопросов по поводу действий персонажей, то есть показывает единственно верный ход вещей.
Это, конечно, хорошо, это правильно и необходимо. Но так скучно, что зевание накатывало ежеминутно. И это явное потакание автора Иосифу, заметное любование им не находило отклика в душе моей, а это вдвойне обидно, если читатель не на одной волне с автором.Ах, Томас Манн, пожалуй, лучше я перечитаю ваших Будденброков, чтоб насладиться талантом обращения со словом. Всё поинтереснее будет.
18288