Рецензия на книгу
Как говорить с детьми, чтобы они учились
Адель Фабер, Элейн Мазлиш
Аноним27 августа 2015 г.Учебник по манипуляциям для родителей. В принципе, даются неплохие советы, некоторые даже действительно работают. Не хватает системности. Некоторые приемы противоположны другим, поэтому применять их вместе нельзя, но об этом ни слова не сказано.
Из полезного отмечу и добавлю от себя из опыта:
- О чувствах ребенка надо говорить, полезно признавать эти чувства. Так вы как минимум дадите понять, что ребенок привлек ваше внимание. Важно не передавить, если удариться в фальшивое сочувствие, вас выкупят тут же. Дети искренни и неискренность чувствуют, об этом тоже надо помнить. Если у вас недоразвита эмпатия, не надо пересиливать себя и выдавливать эмоции, лучше просто признайте право на эти чувства для вашего ребенка. И это будет хорошим началом разговора.
- Вместо того, чтобы давать оценку ребенку дайте оценку его действиям. Это вообще главный совет, я считаю. Не надо говорить "ты неорганизованный", надо говорить "у тебя плохо получается планировать день". Отделите действия от ребенка. Тоже и с похвалой. Не надо "ты молодец", надо "у тебя отлично получилось передать мысль в этом сочинении, ты подобрал точные фразы для того, чтобы описать тему". Это опять же отделяет действия от личности, мотивирует и делает похвалу адресной и конкретной. Да, вам будет сложно первое время, но это необходимо.
- Написать записку. Не понимаю механику, но почему-то это действительно работает. Написанное на бумаге или на доске действует на ребенка по-особенному. Дети воспринимают сказанное иначе. А если написать, то это для них что-то вроде закона. Чтобы его нарушить, это должен быть осознанный шаг и муки совести после него обеспечены.
- Превратить рутинное или неприятное дело в игру. Действует почти всегда. Почти. Кроме случаев, когда ребенок в сильном эмоциональном дисбалансе. В этом случае если поведение родителя неожиданно, это еще добавит масла в огонь ("Ты что мать, издеваешься?!!").
- Вовлечь ребенка в принятие решения. Мозговой штурм похож на игру. Привлеките ребенка к генерации решений по проблеме и по итогу подведите к наиболее рациональному выбору. Так как ребенок сам участвовал в выработке решения, он скорее всего будет его охотнее исполнять потом.
Остальное из описанного в книге не работает или работает не так, как надо. Например, рассказывая им о своих чувствах, вы манипулируете детьми в открытую. Они это понимают. Обычно такой подход не срабатывает. Предлагая выбор ("ты будешь рисовую кашу или гречневую?") мы тоже часто впрямую манипулируем, поэтому через пару-тройку таких попыток получаем обратно логичное "не буду я никакую кашу".
5410