Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Александрийский квартет. Жюстин. Бальтазар

Лоренс Даррел

  • Аватар пользователя
    Аноним26 августа 2025 г.

    Как я здесь очутилась?

    Крайне забавная получилась история: являясь большим поклонником английской литературы, об этом квартете до поры до времени я и знать не знала. И даже не помню, откуда о нем узнала - вероятно на волне интереса после просмотра фильма "Лоуренс Аравийский", алгоритмы навели на это произведение. Попадание в вишлист ему было гарантировано: любимый Египет, любимый город, созвучный с именем, предвоенное время - все слагаемые успеха.
    А через какое-то время произошло ещё одно озарение: года 2 назад смотрела прелестный сериал "Дарреллы"(2016-2019) о жизне английского семейства на о. Корфу. И самым запомниющимся членом семьи был старший сын Ларри, который все пытался пробиться в литературный мир и написать нечто оригинальное, что, однако ж, вызывало скепсис у окружающих. Сериал закончился тем, что он все же опубликовал свой роман и получил некоторое признание.
    Как вы понимаете, приятно было узнать, что главная работа Лоренса Даррелла была ещё впереди и что она увидела свет в 1962 году. Да такая, что заставила говорить о себе весь мир, а затем вошла в золотой фонд английской литературы.
    Но к сожалению, мне нигде не попалась ключевая информация, что данное произведение относится к модерну, с которым у меня крайне тяжёлые взаимоотношения (и ровно такие же с постмодерном, в некоторых источниках в квартете и оно просматривается). Так что пришлось собрать всю волю в кулак и пробираться через дебри образов, намёков, недосказанностей и прочих стилистических приёмов, характерных для этого жанра.

    Первые две книги не произвели вау-эффекта: праздная жизнь богемы Александрии в свое удольствие не сильно производит впечатление, хотя подана она мастерски, как бесконечный поток слов и образов. Египет - формально независимое государство, на деле протекторат Великобритании, так что последнее слово за англичанами. Европейская диаспора также подливает масло в огонь, вернее добавляет краски в жизнь города. Кстати, сам город - такой же важный образ, как и главные герои. Они тоже пока не вызвали симпатии: легко подающийся влиянию учитель Дарли; странная семейная пара Жюстин и Нессима, ведущие свою игру в высшем обществе города, однако, являясь представителями городского меньшинства; (забегая наперёд, в третьей книге "Маунтолив" это будет достаточно интересно разьяснено). Мелисса - как представитель всех угнетенных города, тёмная лошадка Помбаль, врач Бальтазар, который во второй книге даст свое видение на все события, Персуорден - своебразный писатель. Тут стоит упомянуть, что первые три книги описывают один промежуток времени (1930-е - Вторая Мировая), но с разных точек зрения; четвёртая продолжит повествование во время Второй мировой войны. Это должно вам помочь составить свое мнение о каждом персонаже и событии.
    Пока эти персонажи кроме раздражения ничего не вызывают, за исключением Клеа, независимой художницы, но боюсь накаркать, ибо четвёртая книга носит её имя и, вероятно, ей будет уделено чуть больше внимания. Но скандалы, заговоры, интриги, шпионы, беспорядочные связи в самых невероятных пересечения то затягивают, то выводят из равновесия.

    А раз книга выводит на весь спектр эмоций - это ли не признак таланта и успешности работы? Главное - не доверяйте своему разуму... а лучше расстворитесь в море образов, отбросьте все условности и вы по достоинству оцените эту работу.

    3
    23