Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Древо Иуды

Арчибальд Кронин

  • Аватар пользователя
    Djetty25 августа 2015 г.

    Осторожнее, спойлеры!

    В который раз кланяюсь таланту господина Кронина и снимаю шляпу. Рассказчик он великолепный, слог его легок и изящен. Темы его глубоки, произведения пронзительны.

    Древо Иуды, символ, вынесенный в заглавие, задает тему всему произведению, отсылая к библейской истории: о выборе, ценностях, преданности и предательстве, искушении, расплате.

    Жизнь постоянно ставит нас перед выбором — порой пустяковым, хотя и в нем выкажешь характер и раскроешь свою систему ценностей, порой глобальным, определяющим жизненный путь и вовлекающим судьбы других людей. Во многих таких развилках есть доля искушения: выбери то, что полегче, что побыстрее, чтобы не взваливать на себя ответственность, чтобы удобнее и меньше усилий. Руководство строгими моральными критериями и принципами помогает этот выбор сделать: мы знаем, что искренность лучше расчета, самоотверженность ценнее корысти, честность важнее жадности. Но выбор не всегда так очевиден.

    Вот и главный герой Дэвид Мори оказался перед выбором. Он вроде бы неплохой человек, обаятелен и умен, приятен и воспитан. Он выбрал благородную профессию врача. Он встретил светлую и чистую девушку. Но, как охарактеризует его один из персонажей в конце, «всего лишь слаб и эгоистичен и стремится любой ценой избегать неприятностей и трудностей».

    Не устояв перед соблазном, перспективу стать главным врачом в клинике в родном захолустье, жить в маленьком домишке с любимой девушкой и, вероятно, экономить на всем, он сменил на возможность без усилий получить высокое положение в обществе и финансовую состоятельность. А для этого предать первую любовь. Просто исчез, потому что не в силах был сказать, объяснить. Просто убежал.

    Эгоизм? Конечно. Трусость? Определенно. Инфантильность, податливость, слабость этого персонажа автор скрывал очень хорошо, поначалу рисуя его с положительной стороны. Но все же благодаря отдельным фразам и чертам, начинаешь чувствовать к нему неприязнь. Поначалу из-за его чрезмерного самолюбования, далее из-за оправдывания себя в собственных глазах, самоубеждения, что сделал все правильно в сложившихся обстоятельствах, сделки с совестью.

    Иногда его даже жалеешь или, по крайней мере, относишься к нему снисходительно, вспоминая себя в случаях, когда приходилось выбирать, когда в поисках оправданий Дэвида замечаешь отголоски собственных мыслей.

    Герою был предоставлен второй шанс. Но возможно ли исправить прошлые ошибки? Возможно ли откупиться от былой вины? И что окажется сильнее в этот раз — верность любви или искушение, чувство долга или жажда комфорта? И стоят ли «30 сребренников» чистоты совести, душевного покоя, честности, верности? Не дороже ли они?

    11
    24