Рецензия на книгу
Двенадцать железных цепей
Яна Лехчина
Аноним25 августа 2025 г.Начнем с того, что трилогия не завершена (третья часть написана, но пока не издана), поэтому если вы, как я, любите читать циклы запоем, то вас ждёт разочарование, ибо чтобы узнать продолжение истории, нужно ждать энное количество времени.
Ну и – сразу по всем придиркам пройдусь – в названии нехилый спойлер, потому что читавшие первую часть элементарно угадают, кого ждут те самые цепи. Здесь без сюрпризов. И даже причину можно вычислить, не читая вторую часть, так как истинного виновника происходящего мы тоже уже знаем из финала первой книги. Вообще с названиями в трилогии интересная картинка: первое не говорило ни о чём (единственное место в книге, где метафорически упоминалась эта фраза – поэтическое описание государства), второе и третье максимально прозрачны – опять же из содержания второй книги легко догадываемся, кто станет ключевым героем третьей, и название это подтверждает.
Ну это так, мелочи. В остальном история не разочаровывает: насыщенная атмосфера темного фэнтези, колоритные персонажи, давящая эмоциональная составляющая и взрывная кульминация.
Не буду спойлерить, поэтому обойдусь без анализа сюжета, отмечу только некоторые интересные моменты.
Во-первых, мне нравится, как описаны персонажи – нет деления на чёрное и белое, нет откровенных злодеев, но при этом каждый себе на уме и каждого можно понять. Особенно, когда начинает рушиться то хрупкое равновесие, которое мы видели в начале трилогии. Это как в "Игре престолов": ты одинаково сочувствуешь двум персонажам из разных кланов, а потом они сталкиваются друг с другом и ты не знаешь, за кого больше переживать)
Во-вторых, интересная композиция произведения. Автор по сути берет разные типы повествования и объединяет их: линейный маршрут Ольжаны накладывается на фрагментарную историю Лазара и усиливается детективно-разветвленным странствием Юргена. А если вспомнить знаменитую классификацию сюжетов Борхеса, то мы опять же найдем черты всех типов: защита родового гнезда (физически и метафорически), возвращение домой вкупе с взрослением персонажа, поиск и погоня, ну и на закуску – жертвоприношение. Любопытно, это сознательный ход автора или стечение обстоятельств.
Особо отмечу атмосферность повествования, насыщенность деталями и вещами – сенсорика в тексте для меня играет важную роль, поэтому люблю авторов, которые так осязаемо описывают вымышленные миры. Вот и здесь – яркая, шумная, наполненная лицами и масками Тачерата сменяется угрюмым, туманным, но не лишенным обаяния Чернолесьем, а утонченные интерьеры Птичьего терема с его интригующими обитательницами резко контрастируют с неприступной мрачностью Горестного двора. Пыль дорог и жар пустынь, птичье оперение и звериная шерсть, чёрное железо и неуловимые звенящие чары – вот лишь некоторые краски этого мира, в который хочется окунуться снова. Редко когда такое говорю, но жду третью часть с нетерпением.64285