Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пассажир

Жан-Кристоф Гранже

  • Аватар пользователя
    Аноним25 августа 2025 г.

    если русскую Матрёшку скрестить с греческим Минотавром

    Очередной объёмный томик прочитан и можно наконец выдохнуть после этих погонь, разоблачений, расследований, изуродованных трупов, опытов над мозгом и т.д. и т.п. Про этот роман вообще можно говорить часами и не сказать ничего, потому что, с одной стороны, он невероятно круто написан и сюжет в нём лихо закручен, а с другой — часто ловил себя на мысли: "до чего же это неправдоподобно и нелепо выглядит!". Но обо всём по порядку.

    Не скажу, что я большой фанат книг Гранже, но Жан-Кристоф себя зарекомендовал как мастер остросюжетной детективной литературы, а я книг шесть его точно уже прочитал.

    Роман «Пассажир» всё время оставлял на потом, ведь знал наперёд — ожидает меня что-то несусветное! Так и вышло. В голове у меня были мысли о путешествии — с пассажирами, с убийством и расследованием. А на деле это оказались приключения в бездны психических травм и отклонений — о расстройстве, названном "серийное диссоциативное бегство от реальности".


    «Бред, одёрнул он сам себя. Научная фантастика. Голливудский боевик. Но события, случившиеся с ним за последние две недели, дали бы фору любому американскому блокбастеру»

    Одинокий психиатр из Бордо по имени Матиас Фрер работает себе спокойно в отделении, пока к нему не поступает огромный мужик, с виду крестьянин или рабочий, в большой ковбойской шляпе и с полным отсутствием памяти. Врач начинает его лечить и получает результаты, но всё, что якобы вспоминает пациент, оказывается выдумкой. А потом выясняется, что этого великана нашли рядом с местом убийства: молодого наркомана превратили в Минотавра, надев на обескровленную жертву голову самого настоящего быка.


    — Если честно, он псих. Натуральный псих.
    — Я думала, вы с ним друзья.
    — Дружба не мешает объективности оценок.

    После первых ста страниц становится ясно, что без ста грамм здесь не разобраться. Врач-отшельник начинает копать и обнаруживает за собой слежку со стороны крутых и опасных парней в чёрном. А ещё молодая капитанша полиции Анаис Шатле, дочь богатого местного винодела, со своей разношёрстной и чуть фриковатой командой рвётся расследовать убийство. Конечно, через роман проходит противостояние и одновременно скрытое сексуальное влечение врача и капитанши с миловидным кукольным лицом. Постепенно мы узнаём психологическую травму героини, отец которой оказался в прошлом пособником кровавого режима в Чили (она и родилась от чилийской мамы). А подноготную главного героя мы будем распутывать до самого финала книги.


    «Достаточно верить в себя, чтобы и другие в тебя поверили. И тогда любой бред оборачивается истиной»

    «Пассажиром без багажа» оказывается не только найденный недалеко от места убийства рыбак с амнезией. Происходящие вокруг события становятся катализатором для психики самого психиатра. Из одной части книги в другую мы углубляемся в его недавнее прошлое и в те личности, которыми он прикрывался, когда терял память. Параллельно мы узнаём о серийных убийствах, которые инсценированы по древнегреческим мифам: о Минотавре, которого убил Тесей; об Икаре, который пытался вырваться на свободу и был опалён Солнцем; об Уране, которого оскопил сын Кронос.

    Вы спросите, при чём тут русская матрёшка? А это олицетворение того, что происходит с героем, который путешествует по своим субличностям, вскрывая тайны прошлого, оборванные связи, профессии, места жизни... В надежде дойти наконец до своего истинного "Я". За этим всем было интересно наблюдать, вот только верится с трудом, что ни одна пуля его не настигла, а полиция и те самые "агенты в чёрном" так до конца книги его и не могут нагнать.

    Роман получился впечатляющим из-за обилия ингредиентов, ведь Гранже попытался всунуть сюда всего понемногу: от невероятных криминологических расследований до тайных опытов над человеческой психикой. Читатель оказывается и на дне с бомжами, и в мире наркодилеров и проституток, и среди знатоков высокого искусства... Читать — не оторваться. Но меня зачастую вводило в недоумение происходящее на страницах романа. Спишем это на особенности жанра. Понятно одно — человеческий мозг остаётся бездонной сферой для исследований, а ещё может оказаться опасным орудием в чужих руках.

    15
    738