Рецензия на книгу
Go Set a Watchman
Harper Lee
Аноним24 августа 2015 г.Будут СПОЙЛЕРЫ!
Я очень люблю "Убить пересмешника". Первый (и до недавнего времени единственный) роман Харпер Ли навсегда останется в моих любимых книгах. Удивительно многогранный, талантливо написанный "Пересмешник", как правило, вызывает кучу эмоций и у взрослых читателей, и у детей. Да и вообще, это бессмертный роман, один из лучших на данный момент мною прочитанных.
Именно поэтому было очень тяжело собраться с мыслями и начать читать внезапно написанное продолжение. К сиквелам я отношусь очень подозрительно, порой скептически. Особенно к тем, что появляются через n-ное количество лет. Ведь в большинстве случаев лучше не выходит, поставленная планка не перепрыгивается, а впечатления от первой части портятся. Является ли "Пойди поставь сторожа" исключением? Нет.
Намеренно избегая всяческих рецензий, отзывов и т.д., я проглотила книгу, совершенно не зная, чего от нее можно ожидать, и в некоторое шоковое состояние она меня повергла. Самый "снег на голову" - это, конечно, Аттикус, чуть ли не полная противоположность героя, которого все полюбили, ставшего буквально воплощением справедливости и чести. Аттикус Финч-расист - это вообще антитеза какая-то, просто-напросто ставящая все его действия и помыслы в "Пересмешнике" под сомнение. А Мейкомб в плане толерантности никак не изменился, если только его общество не стало еще более враждебным.
Но сюжет на вопросах расизма, общественного равенства и непреклонности человеческих прав так сильно, как первая часть, не концентрируется. Здесь, скорее, о том, что у каждого человека есть изъяны, и даже тот, на кого ты равнялся всю свою жизнь, может оказаться человеком неидеальным и с весьма сомнительными принципами. Джин Луиза, для которой Аттикус был буквально сровни Богу, учится принимать своего отца, свою семью и населяющих ее малую родину людей такими, какие они есть. В "Стороже" правда в том, что, как говорит Джек Финч, "there is no such thing as a collective conscious": отнюдь не всегда можно переубедить других людей в своей правоте или успешно ткнуть носом в аморальность их доводов. Все, что остается делать в таком случае, - это знать и радоваться тому, что твоя совесть, твой "сторож", чиста, что ты сам делаешь правильные вещи и остаешься непреклонен в своих принципах, хоть и против системы переть не получается.
Тот факт, что "Сторож" в действительности был набросан до "Пересмешника" и не является, таким образом, продолжением в буквальном смысле слова (плюс немного усилий с моей стороны) помогли на момент абстрагироваться от первого романа Харпер Ли, рассмотреть эту книгу отвлеченно от "о Боже мой, Аттикус, да как же так". И можно прийти к выводу, что плохим роман у меня никак назвать не получается. Идея другая, да, но тоже имеет место быть. А чередующиеся с главным повествованием детские воспоминания Джин Луизы не показались мне ни "рваными", ни "не к месту" написанными. Детская невинность и ужасы взросления, семейные отношения, язык книги - все тут в такой чисто Харперовской манере, что возненавидеть ее у меня не получилось. Даже несмотря на такую ненужную смерть Джима.НО! Горькое послевкусие от такого вот будущего полюбившихся героев все же остается. Как и желание перечитать "Убить пересмешника", чтобы в голове все встало на свои места, а Аттикус остался героем. Несмотря на вышеупомянутую прелесть написанных в знакомом стиле сцен взросления Скаута и компании, я бы не советовала читать продолжение тем, кто слишком трепетно относится к первой части и не хочет, чтобы детство Джин Луизы заканчивалось и принимало такой вот печальный поворот.
234