Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
yulia-yd24 августа 2025 г.исторический триллер
Как давно засматривалась я на эту книгу, и как она меня пугала. Вокруг нее создался флер интеллектуальности и сложности (спойлер: заслуженно). Так как я не считаю себя филологической девой, мне казалось, что будет занудно (еще один спойлер: нет, но, возможно, это если вы любите, когда не просто). От чтения были получены самые разные эмоции - то удовольствие от повествования, то оцепенение от эрудиции, от которой теряешься и ждешь поворота, когда станет немного полегче.
Умберто Эко - медиевист (специалист по средним векам), написал книгу, охватывающую все отрасли знания того времени - историю, философию, ботанику, теологию, логику, физику, некромантию. Между строк читается его гордость самим собой за его труд.
События романа происходят в бенедиктинском аббатстве, куда прибывают главные герои. Молодой послушник Адсон Мелькский привезен отцом в Италию и сначал поручен различным учителям, а потом ученому францисканцу Вильгельму Баскервильскому. По традиции исторического романа реально существующие персонажи сосуществуют с вымышленными, но правдоподобными. И на фоне реальных событий происходят выдуманные. На это автор указывает в эссе "Заметки на полях "Имени розы"". Из интересных литературных особенностей еще - двойной рассказчик - старик описывает любопытство и наивность юноши, которому еще предстоит все открыть.
Про название интересно, что изначально Умберто Эко рассматривал другие варианты, позже остановился на поэтичном и загадочном "Имя розы". Можно предположить, что роман - признание в любви к слову и к знанию, к желанию людей пытаться объяснить окружающий мир и к их умению правильно называть явления и объекты.
Сложность книги в том, что ее можно читать на нескольких уровнях:
1) "исторический детектив", скорее, триллер, на что нас ориентирует и имя одного из главных персонажей;
2) множество литературных готсылок, которые могут отпугнуть неискушенного читателя;
3) философский уровень, обсуждающий мораль и иронию. Где-то я поймала веселый и не очень сарказм (а где-то и самоиронию) автора, есть подозрения, что не везде, но это действительно невероятно увлекательно.Считается, что фильм Жан-Жака Анно 1986 года слишком много внимания уделил именно триллерной составляющей романа, создавая довольно поверхностный исторический портрет. В 2019 году появился мини-сериал режиссера Джакомо Баттиато, его хвалят за более ясное историческое оформление, за акцент на теме инквизиции и религиозного фанатизма, которому противостоит логика и любовь к творению (то есть к окружающей среде). И критикуют за отсутствие иронии и сарказма, характерных для фильма Анно.
Надеюсь, мне удалось передать свое восхищение, и я немного завидую тем, у кого открытие этой книги еще впереди. Максимально сильные эмоции у тех, кто любит книги, вызовет сцена в главе "Седьмой день. Ночь".2128