Рецензия на книгу
Граф Монте-Кристо
Александр Дюма
Аноним23 августа 2025 г.Наиболее привлекательный для меня персонаж романа – аббат Фариа. Интеллигентнейший человек оказался в тюрьме без перспективы когда-либо выйти на свободу. Но не отчаивается. Пытается договориться с администрацией. Пишет книгу – научный труд – на двух рубашках, причём перо, чернила, светильник для работы по ночам делает сам. Тайно роет подкоп, не переставая вынашивать мысль о побеге. И… отказывается от этого побега, не желая брать грех на душу сам и подбивать на грех другого.
Другой интересный персонаж – Нуартье. Революционер, атеист, не расстающийся со своими идеалами. Немощен телом, но силён духом. Умён. И способен защитить. Собственно, для своей внучки Валентины, ставшей в романе жертвой интриг, Науртье долго является единственным защитником.
Порадовала Эжени Данглар. Феминистка и лесбиянка (и как такой светлый образ цензура пропустила?). Мечтает стать актрисой и путешествовать. Не надеется на мужчин (возможно, и не любит). Проявляет здравый смысл. Я до последнего надеялась, что у девушки хватит ума огреть чем-нибудь тяжёлым одного из антагонистов, но увы.
Что касается остального: есть книги, которые читать надо вовремя. В подростковом возрасте история о мести, вероятно, произвела бы на меня впечатление. Во взрослом – чем дальше, чем больше я задавалась вопросом: ну и на кой этот цирк с конями? Ну хочешь ты разрушить чужие жизни, как когда-то разрушили твою – имеешь право. Но семейству-то Моррелей за что нервы трепать? Зачем автор всюду пихает пафосные речи? Зачем подробно раскрывать историю персонажей, нужных в романе ради пары эпизодов?В центре сюжета благородный герой - моряк Эдмон Дантес. Дюма сразу даёт понять, кто здесь благородный герой, а кто низкий злодей. Причём благородство и низость определяются не происхождением, а состоянием души. Посему моряк может быть благороден, а король Людовик XVIII подл, рыбачка – блюсти свою честь во всех смыслах этого слова, а баронесса блудить. Светский лоск, прекрасное образование, большое состояние – дело наживное. С одной стороны – это достоинство романа. А с другой – герои в глубине своей души не меняются никак. В результате конфликт превращается в комиксовый.
Дантеса, по сути, даже 14-летнее заточение на грани выживания не меняет. Разве что приобретает интересную бледность. Но ни цинги, ни туберкулёза, ни дистрофии, ни вшей. И даже профессиональные навыки не забыты. Это внешне. А внутренне: этот человек проделывает долгую и кропотливую работу, чтобы только подготовиться к мести. Изучает яды, лицезреет казни, заводит невольников, тренируясь играть человеческими жизнями, сидит на гашише (в эпоху Дюма гашиш не вызывал тех ассоциаций, что сейчас). Попутно приобретает образование, оттачивает манеры и делает всё, чтобы быть своим в обществе, в которое стремится проникнуть. Рассказ об этом занимает всю первую часть романа и большой кусок второй, и динамичности в нём мало.
Непосредственно месть – это примерно треть книги.
Отчего? А оттого, что герой (мы помним) благородный, а не убийца. Поэтому при связях с разбойниками и контрабандистами всей Европы, собственной неуловимости и куче денег он не подумает, как бы своих обидчиков убить, изуродовать или искалечить, чтоб если гадили, то под себя.
Нет, он будет их методично наказывать, как строгий, но справедливый педагог. Для этого урок каждому будет преподавать индивидуальный. Данглару важны деньги? Разорить! Фернан лезет в высшее общество? Спустить на землю! Вильфор выстраивает безупречную репутацию? Замарать! Кадрусс просто смалодушничал? Испытать! А там уж всё от него зависит.
Именно поэтому Дантес действует как манипулятор. Искуситель. Роберт Дьявол (так даже глава называется), а грешники роют себе могилы сами. Как вариант – уже вырыли, достаточно лишь грамотно подтолкнуть. Сам же граф хороший, говорит умные и пафосные вещи (впору разбирать на цитаты) и чуть ли не раздаёт конфеты.
Справедливости ради, Дюма не пытается воспеть месть. Даже если она такая, как в романе – это жестокое и злое дело, которое губит душу мстителя – раз, и бьёт по непричастным – два. И что ещё в романе жизненно: злодеи Дантеса забыли. Его история для них – давно пройденный этап. И не называй он своё имя и не наводи на мысли, они бы его не вспомнили, списав всё происходящее на несправедливость судьбы, но никак не на провидение и закон бумеранга. С другой стороны, такая жизненность делает такую месть откровенно бессмысленной. Тяжелей всего наказаны те, кто сохранил в себе что-то человеческое – Вильфор и Фернан. Данглар, который был мозговым центром, отделался относительно мягко (последние главы о нём отдают комичностью). А Кадрусс и вовсе был бы в шоколаде, веди себя по-иному.Больше всего в романе жалко Мерседес. Для неё и история с Эдмоном, и история с Фернаном, по сути, - две трагедии. В которых она не виновата, но за которые тем не менее в ответе. Потому что уроки нравственности, которые предлагает главный герой, пригодны в первую очередь для людей нравственных. А подонки отряхнутся и пойдут дальше.
16612