Рецензия на книгу
Питирим
В. И. Костылев
Аноним23 августа 2025 г.История про жизнь в эпоху перемен
Что мы знаем о Петре I? Он тот самый, кто основал город в самом неудачном месте, а спустя 300 лет город стал местом залечивания душевных ран. «Новая столица», как именовал его Пушкин и трепетно любил Достоевский.
Еще мы знаем о Петре I, что он строил корабли – после Европы решил, что нам нужен свой флот и немало гонял в Воронеж, чтобы внимательно следить за тем, что же там строится.
А еще он запомнился (или нет) церковной реформой – потому, что Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.
И вот как раз про это и написана книга – как проводилась эта реформа в Нижнем Новгороде. И какую роль играл Питирим (который в процессе книги стал архиепископом)
Так кто же такой Питирим?
Питирим – неординарный герой: бывший старообрядец, прошел путь от скита до высокого духовного сана, когда стал «православным бойцом» за реформы Петра I.
То есть он сам когда-то жил «на другой стороне», но потом не просто поменял взгляд – он стал ярым сторонником Петра, жестко продвигающим церковную политику. Именно эта внутренняя борьба делает персонажа по-настоящему живым, но максимально противоречивым – его решения и поступки вызывают некоторую оторопь.
Вот один из показательных диалогов:
Зачем хочешь винить меня, когда не знаю за собой никакой вины? Подобает ли страха ради наговаривать на себя?!
Несть человека, который не имеет вины. И я не без греха. Вот каюсь перед тобой, а ты скрываешь... учись у епископа смирению.
Церковь не острог, не обитель муки, а ты обратил ее в сосуд горчайших испытаний, отвращаешь от нее людей.
Не хочу преклоняться лицемерием.
- Наказать и вразумить богохульников нашего града, закоснелых раскольщиков, врагов церкви и государя, обуздать вольницу и бесчинствующих - долг епископа.Что же было интересного в его деятельности при Петре I?
Поначалу Питирим пытался вернуть раскольников через диалог и убеждение; например, в 1716 году он предложил диспут – отправил старообрядцам 130 вопросов о вере, а в ответ получил от них 240 вопросов – и это, кстати, отражено в книге.
Результатом их полемики стали его ответы на эти 240 вопросов – изданные по указу Петра I как трактат «Пращица противо вопросов раскольнических»Когда добрыми словами не получилось – пришли к принуждению
Вскоре Питирим перешел к жестким мерам. Под его влиянием Петр I издал указ с угрозой смертной казни для тех, кто препятствует обращению раскольников.
Он написал царю «достоверное донесение» об этой угрозе раскольников (называя их врагами не только религии, но и государства), предложив лишать свободы, накладывать штрафы, действовать негласно.
В результате: с 1718 по 1725 годы в Нижегородской епархии было выявлено почти 47 000 раскольников; около 9 000 приняло православие, а часть осталась, но была обложена «двойным окладом» (налогом). Упорных ссылали в каторгу или на заточение, а некоторых даже казнили. Опять же – об этом написано в книге.
Епископ начал с того, что монастыри в последнее время плохо налоги собирают, общие государственные подати и повинности со своих крестьян; плохо делают взносы в Духовный приказ, проявляя холодность и равнодушие к государственному устроительству, укрепляющему, в первую очередь, самое же церковь, ибо и царская власть, и воиско стоят на страже православия и его служителей.Петр – не просто сторонний наблюдатель, а настоящий покровитель. Он назначает Питирима архимандритом, потом – 23 марта 1719 года – епископом Нижегородским и Алатырским. А в 1724 году благодаря заслугам в «приведении раскольников к православию» Питирим стал архиепископом.
Помимо борьбы с расколом, Питирим активно развивал церковные школы. Он основал первую духовную семинарию в Нижегородской епархии: модернизировал две школы, добавил третью – славяно-латинскую – и в итоге создал 13 подготовительных духовных школ.
Персонаж Питирима максимально сложный – он радел за свое дело, но быть чрезмерно порой жесток. Он почитал не просто царя, а реформатора, и понимавший цену изменениям.
В книге очень любопытный исторический фон живой и конкретный – через дела «Питирима» можно осмыслить реформы Петра: и духовные, и административные, и даже образовательные.
Из-под пера Костылева выходит не сухая биография, а образ человека, форсировавшего эпоху. Питирим – как искра: сначала согревал, а потом поджег реформы. Он – ключевой узел между скитами и Синодом, между старой верой и новой церковью, между мягкой диалогичностью и авторитарной политикой. Всем, кто любит историю с костями и кровью, с философией и эмоцией, – обязательно стоит прочесть.
Но скажу честно: книга читается максимально сложно: много труднопонимаемых конструкций, о которых спотыкаешься. Автор умеет пробудить интерес к эпохе, когда Россия менялась буквально на глазах – при этом Питирим периодически «уступает» сцену другим персонажам, за которым любопытно наблюдать.
Книга понравится тем, кто любит историю, но хочет получить её в формате динамичного романа, а не нудной лекции. А потом прокатиться до Нижнего, чтобы увидеть реальное место, в котором разворачивалась эта историческая драма.
6147