Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана

Олег Дорман

  • Аватар пользователя
    Аноним22 августа 2025 г.

    Я вообще не любитель мемуаров.

    Был. Потому что «Подстрочник» - живой голос Лилианы Лунгиной, звуковая дорожка из биографического фильма Олега Дорна с некоторыми дополнениями – произвел на меня огромное впечатление. Лунгина, родившаяся в 1910 года и первые годы жизни проведшая в Париже, Берлине, Палестине, была мне известна исключительно как переводчица на русский книг Астрид Лингрен о Карлсоне, Пеппи, Эмиле и всех нас из Бюллербю.
    Но оказывается, кроме этого она интересный человек, живой, эмоциональный, наблюдательный, осмысленный, честный и очень-очень неглупый. Вся эта книга – то, что психологи называют «я-предложения». Ну типа, не «они сволочи», а «мне казалось, что они сволочи», не «все знали, что дела обстояли так», а «я узнала, что дела обстояли так от такого-то» и т.д. Это делает произведение не просто описанием сменявших друг друга советских эпох, а пронзительным рассказом от первого лица, как в эти эпохи жила девочка, девушка, женщина Лилиана Лунгина. Практически все, о чем она говорит, это либо личный опыт, либо рассказы ее знакомых людей, никаких обобщений.
    И вот тут меня накрыло, тут я понял, какая разница между художественным произведением и документальным. Понимаете, вроде бы все факты я уже знал. Кое-что из личного опыта, кое-что из книг, фильмов, от родителей и деда, из газет и журналов, ну словом, информационно я был наполнен. Но конкретный неотредактированный рассказ конкретного невыдуманного человека бьет поверх фактов как дубиной по голове. То ли оттого, что со-чувствовать и со-переживать конкретному человеку проще, то ли потому, что в художественном произведении всегда есть такой налёт «как будто»… А может быть, особенно оттого, что я слышал старческий, но такой богато интонированный голос человека, который рассказывал о себе, а не читал о ком-то напечатанные на бумаге буквы.
    Не знаю, получилось ли у меня рассказать, чем именно меня поразила эта книга, но она меня поразила в самое сердце.
    Лунгиной посчастливилось встречаться и общаться с самыми разными, знаменитыми и безвестными людьми, и ее рассказы о каких-то знаковых событиях придают им новые краски. А еще, мне по ее словам показалось, что родители и ее «семья по выбору» - были как один очень светлыми, веселыми и радостными людьми, и это чудо. В самом начале Лилиана говорит «я хочу донести до вас одну мысль, которая неоднократно подтверждала в моей жизни: если вам кажется, что все очень плохо, что вы в беде – то не нужно отчаиваться, это может быть началом пути к лучшей доле». Текстуально я наверное соврал, но содержательно так и есть. Она приводит множество примеров из своей жизни в доказательство этого тезиса.
    Не отчаиваться и стремиться к лучшему! Желаю вам следовать этому совету и читать хорошие книги :-)
    PS. Про Карлсона и Лингрен в книге совсем мало, может быть всего несколько страниц.

    67
    367