Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дерево-людоед с Темного холма

Содзи Симада

  • Аватар пользователя
    Аноним21 августа 2025 г.

    Страшно, мистически, шокирующе — и невозможно оторваться.

    Вот и собралась я написать рецензию на одну из самых любимых и головокружительно запутанных книг серии о Киёси Митараи. Несколько лет назад я впервые погрузилась в эту историю, а не так давно с большим удовольствием перечитала её снова удивлялась, насколько мастерски автор закручивает интригу. Сейчас, спустя время, хочу поделиться впечатлениями — защитить любимого автора и объяснить, почему эта книга остаётся одной из самых ярких в серии. Роман-головоломка и изумительный коктейль из мистики, старых скелетов в шкафу и человеческого безумия, который держит в напряжении до последней страницы.


    «... время — это ключ к разгадке любой тайны».

    На тёмном холме Кураями растёт старый камфорный лавр, овеянный страхом и легендами. Местные шепчутся о том, что дерево, напитавшееся кровью казнённых в старой тюрьме, якобы способно убивать. В одну ненастную ночь молодой человек умирает на крыше своего дома, продолжая пристально смотреть на лавр. Полиция списывает смерть на несчастный случай, а слухи о дереве-людоеде разлетаются по городу. Но Киёси Митараи, никогда не веривший в мистику, обращает внимание на странный случай. Его друг Кадзуми Исиока сомневается, что они смогут разобраться, ведь подозреваемый всего лишь один — камфорный лавр.


    Может ли дерево действительно стать людоедом?
    Или человеческая мнимость и не такое придумает?
    Сможет ли Митараи объяснить всё произошедшее с помощью логических рассуждений?
    Или это тот случай, когда непревзойдённый сыщик потерпит крах?
    Так или иначе, роман заставит не раз усомниться в своих способностях и поверить в сверхъестественное...

    Симада мастерски балансирует между напряжённой детективной линией и атмосферой мистики, заставляя постоянно гадать, что реально, а что — плод воображения. Слог лёгкий и живой, но каждое предложение держит мозг в напряжении: мелкие детали, исторические справки и ложные наводки заставляют выстраивать собственные гипотезы и сомневаться в каждой догадке. Автор умело сочетает художественность с логикой, что делает финальное раскрытие загадки особенно впечатляющим.

    P.S. Во-первых Митараи, как всегда, красиво и с помпой раскрыл дело, расставляя всё по полочкам. А во-вторых на финальных аккордах есть небольшой эпилог, который ставит последние точки и дополнительно шокирует. Честно, я такого не ожидала.


    «...завидное счастье не приходит к людям само, его надо вырвать собственными руками!».

    Митараи. Молодой, эксцентричный мужчина, астролог и просто гениальный сыщик, который явно не от мира сего. Эдакий пришелец в человеческом облике с незаурядными способностями, за которым одновременно завораживающе и пугающе наблюдать. Иногда его поступки кажутся безумными, особенно когда Митараи «включает безумца» и начинает действовать исключительно по своему усмотрению. В четвёртой книге я была окончательно шокирована: несколько раз ловила себя на мысли, что этот камфорный лавр действительно дьявол, напившийся крови людей и теперь пожирающий плоть. Это ощущение было настолько сильным, что я буквально сидела с раскрытым ртом, готовая поверить в чудо — или в ужас.

    P.S. Хорошо, что Митараи этого не видел — уверена, поднял бы меня на смех, а я бы краснела, не зная, куда спрятаться.


    «Я отличаюсь от большинства людей, поэтому мое поведение часто вызывает неодобрение. Прошу прощения, если вам оно показалось неуважительным».

    Исиока. Лучший друг Митараи, писатель и редкий паникёр — и, честно говоря, в этом плане я с ним полностью солидарна. Его тревожность и осторожность кажутся почти живыми, и порой я ощущала себя рядом с ним, переживая всё те же эмоции. Особенно когда дело начинало «пахнуть жареным» и Митараи решался на крайние меры... В этот момент страх становился осязаемым, а напряжение — почти физическим: мне тоже стало страшно, и я вместе с Исиокой затаив дыхание наблюдала за каждым шагом друга.


    «Внешняя политика никогда должным образом не разъясняется общественности: военные сперва действуют, а затем ждут одобрения народа, на их взгляд, слишком глупого, чтобы понять деяния великих людей».

    Атмосфера истории пропитана мистикой, жуткими легендами и странными происшествиями, а ещё непростыми человеческими судьбами и трагедиями, от которых становится одновременно жутко и тяжело на сердце. Гигантский камфорный лавр, холм Кураями, зловещее прошлое этого места и ореол тайн и ужаса создают вокруг истории такую ауру, что невозможно не замирать от трепета. Симада в очередной раз мастерски закручивает сюжет, превращая каждую страницу в сложнейшую головоломку, однако на этот раз он чуть отдалился от чистого хонкаку-детектива — мне это пришлось по вкусу, но перемены ощутимы, многогранны и добавляют истории нового слоя глубины.


    «Место преступления совсем как сасими — чем свежее, тем лучше!».

    Плюсы:

    I Атмосферно-зловещая история, вращающаяся вокруг старого камфорного лавра,

    II Повествование ведётся от первого лица и позволяет вместе с главными героями ломать голову над жуткими загадками и тайнами,

    III Богатый язык, включающий в себя особенности Японии,

    IV Есть постраничные сноски,

    V Читается на одном дыхании,

    VI Увлекательный и лёгкий авторский слог,

    VII Мозговыносящий, запутанный сюжет, держит в постоянном напряжении,

    VIII Качественное оформление книги,

    IX Все тайны логично и красиво раскрыты в финале,

    X Умелое переплетение мистики и реальности,

    XI Поднимаются важные темы: природа зла и человеческая жестокость, психология и пределы человеческого разума, дружба и доверие, мистика и реальность, история и наследие прошлого, жестокость и безумие, справедливость и отчаяние...,

    XII Непредсказуемо,

    XIII Сильный финал.

    Минусы/Предупреждения:

    Только предупреждение:

    I В книге довольно много неприятных сцен: начиная с жестоких пыток и завершая насилием/кровью. Все сцены не сильно прописаны, но местами мерзко.

    Атмосферно-восхитительная и запутанная история, заставляющая иначе смотреть на мир. Автор в очередной раз обыграл меня и "позволил" поверить, что чудовища бывают не только в человеческих сердцах, но и в тенях мест, где переплетаются прошлое и настоящее. Камфорный лавр на холме Кураями превращается в символ страхов и легенд, напоминая, что мистика и реальность порой так тесно переплетаются, что невозможно сразу отделить одно от другого. Каждая страница словно подталкивает к тому, чтобы усомниться, поверить и снова сомневаться, оставляя после себя удивление, трепет и восторг одновременно.

    Многогранно, безумно-вкусно и мрачно-изумительно!

    Книга понравится тем, кто уже знаком с творчеством автора по первым книгам цикла, а также любителям детективов с историческим уклоном, драмой и масштабностью, ну и, конечно, тем, кто любит необычные истории, пропитанные мистикой и легендами.

    А я в скором времени принесу отзыв на пятую книгу серии)


    26
    148