Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Острие бритвы

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Skorobydetsolnce20 августа 2025 г.

    "Может ли что быть практичнее, чем научиться жить наилучшим для себя образом?"

    Чем прекрасна классическая проза: относительно небольшой объем может вместить в себя столько смыслов, тем, сюжетов, часто даже обозначенных вскользь, но точно и емко, что каждый, действительно, каждый читатель может вынести для себя что-то свое, актуальное и сокровенное именно сейчас.

    Я не буду пытаться анализировать заявленную в аннотации "школу нравов" американской и европейской богемы начала ХХ века - на роман написано много рецензий, в которых сюжет и герои препарируются и исследуются до мельчайших подробностей и метко подмечаются все нюансы авторского слога. Я расскажу, что меня особенно зацепило.

    Прежде всего, потрясающая актуальность. Конечно, центральная тема романа - поиск смысла жизни, Бога и своего места в мире - это вечные экзистенциальные вопросы, про актуальность которых рассуждать странно. Но контекст - экономический бум и кризисы, время между мировыми войнами, неопределенность и предчувствие новых конфликтов, зарождение концепции "американской мечты" - современный человек узнает в нем много знакомых деталей. Культ продуктивности и достигаторства, трудоголизм до выгорания  - в образе Грэя, Парня Что Надо,  находят отражение и современные представления о том, каким должен быть настоящий мужчина.


    — Давай говорить как взрослые люди. Мужчина должен работать, Ларри. Хотя бы из самоуважения. Мы — молодая страна, и долг мужчины — участвовать в ее созидательной работе.

    Далее - центральный треугольник Изабелла, Грэй и Ларри: материалистка , которая выбирает между разумом и сердцем, между рациональным подходом при выборе спутника жизни и, как следствие, благополучной стабильностью и любовью, страстью и эфемерным раем в шалаше. Даже современным любовным книжным и кинороманам часто не достаёт смелости привести этот треугольник к наиболее логичному и жизненному финалу, а у Моэма любовь далеко не все преодолеет и герои не ломают себя ради нее. Его Изабелла предельно откровенна:


    Сколько раз тебе повторять, что я самая обыкновенная, нормальная женщина, мне двадцать лет, через десять лет я буду старухой, а пока хочу жить в свое удовольствие. Ларри, я так тебя люблю! А ты играешь в игрушки. Ничего это тебе не даст. Умоляю, ради тебя самого, махни ты на это рукой. Будь мужчиной, Ларри, возьмись за дело, достойное мужчины. Ты даром тратишь самые лучшие годы, когда другие успевают столько сделать. Ларри, если ты меня любишь, ты не променяешь меня на пустые мечты.
    Я понимаю, что главную роль здесь играю не я, а Ларри. Он идеалист, он мечтатель, и, даже если его высокая мечта не сбудется, честь ему и слава, что такая мечта у него была. А моя роль — практичной, расчетливой стяжательницы. Здравый смысл обычно не вызывает сочувствия, ведь так? Но вы забываете, что платить-то пришлось бы мне, Ларри витал бы в облаках, а мне осталось бы плестись за ним и сводить концы с концами. А я хочу жить.

    Ларри, главный герой,  легко отказывается от гарантированного теплого местечка, будущей блестящей карьеры, богатства, светского общества (а также любви и  будущей семьи) и отправляется на поиски смысла жизни сложным путём обретения сначала знаний, а потом и религиозных и нравственных поисков, которые из Европы его приведут в Индию к йогам и их духовным практикам. Чем не современный дауншифтинг, который может принимать разные формы, от кратковременных ретритов до длительных паломничеств и полной смены вида деятельности.

    Конечно, история Ларри не столько про выгорание или эскапизм, это история особенного человека, тонко чувствующего и иначе мыслящего, упрощенно - идеалиста, которые мучается после трагических событий. И в романе есть еще одна травмированная и тонко организованная душа - Софи, которая после собственной страшной потери пошла по пути саморазрушения и, наверное, только Ларри смог бы ее спасти. Он же сам выбрал и прошел другой путь - путь поиска духовных опор и смог обрести гармонию и покой. Это путь сильных личностей.


    Да, сойти с проторенного пути — та же лотерея. Много званых, но мало избранных.

    Особенное очарование роману придаёт включение автора в число действующих лиц не просто в роли рассказчика истории, а доброго друга всех героев. Часто писатели говорят, что ведут диалоги со своими персонажами, тут же читатель является свидетелем этих разговоров. Кто как не автор максимально заинтересован понять их, разобраться в сложных мотивах и чувствах. И такой приём позволяет героям быть искренними, а любое лукавство и самообман разбиваются о тонкие ироничные авторские вопросы и ремарки. И, кроме того, каждый герой оказывается не плоским носителем определяющих его черт характера, но невероятно живым и неоднозначным, ни один из них не вызывает полного отторжения, их можно понять и принять.

    Сюжет романа прост и совсем не удивляет внезапными поворотами, но его ценность совсем не в нем, а в портретах людей своего времени, чьи поиски и размышления могут откликнуться и современному читателю. А тонкая ирония автора, лаконичный и изящный слог только способствуют погружению в мир романа.

    Содержит спойлеры
    8
    505