Рецензия на книгу
Человек случайностей
Айрис Мёрдок
Аноним21 августа 2015 г.Пусть это и была большая любовь, но даже большая любовь не является мерой всех вещей.Признаюсь, что открыла для себя эту писательницу буквально несколько месяцев назад. Меня заинтересовал ее роман "Черный принц", а через несколько недель я нашла другую ее книгу "Ученик философа" в чудесном оформлении в книжном магазине за смехотворную цену и, не удержавшись, приобрела. Но все-таки начала я свое знакомство с ее творчеством именно со случайности... (Как символично). В игре "Кот в мешке" мне попалась именно эта книга и я решила рискнуть.
Все-таки название книги подходило под ситуация.
Значит, сюжет крутиться вокруг тесного круга знакомых в Англии, которые ведут, казалось бы, размеренную и обыкновенную жизнь. Вот только каждого героя грызет "внутренний зверь", вынуждая либо играть свою четко прописанную роль, либо намеренно портить жизнь окружающим. Итак, я долгое время не могла понять кто главный герой книги. Сначала мне казалось, что это однозначно Людвиг Леферье - американец немецкого происхождения, который случайно и удачливо родился в Англии. Почему удачно? Потому что в США призывают на войну во Вьетнам, что идет в разрез с убеждениями Людвига. Поэтому он дезертировал в Англию, поскольку по документах англичанин. Признаюсь, на данный момент эта тема очень актуальна и цепляет за живое. Учитывая войну, что происходит сейчас в Украине и тех парней, которые отдают жизнь казалось бы ни за что. Думаю, что быть дезертиром - не значит быть трусом. Просто это человек, который выбрал иное. Войны для него не может быть. Не все рождены воевать. Кто-то рожден для науки, кто-то для искусства, кто-то для поэзии. И Людвиг четко осознавал свое предназначение. Но его родители боятся экстрадиции и, грозящего их сыну, тюремного срока.
Собственно именно Людвиг появляется перед нами на первых страницах романа, да еще и делающим предложение любимой девушки - Грейс Тисборн, и она соглашается. Какое неожиданное счастливое начало. Обычно такой предстоит конец...но здесь этим все только начинается. Признаюсь, мне больше остальных героев в книге импонировал именно Людвиг, а меньше всех - Грейс. Удивительно, а ведь это люди, собравшиеся создать семью. Но какие противоречивые ощущения. Грейс полная противоположность своего жениха. Легкомысленная, необразованная, эгоистическая, жадная, черствая. Именно такой она предстала для меня. Но если первые два качества я могла ей простить также, как и Людвиг, то все остальное было слишком. Девушка, которой наплевать на горе и неудачи близких друзей. Она считала себя слишком удачливой и не хотела забивать голову чужими проблемами. Да еще и пыталась сломить внутреннее "Я" Людвига.
Но несмотря на все, я не была против этой пары, хотя и понимала, что их брак будет далеко не идеальным. Но Мердок сама и так все продумала. И сделала все правильно. Я не считаю их расставание трагедией, а наоборот. Они могли испортить себе всю жизнь... Как по мне лучше расставаться на начальных этапах отношений, дальше будет только больнее. И вообще зачем создавать семью, если не можешь открыться своему избраннику(-це) полностью и поделиться самыми сокровенными, самыми пугающими мыслями? Если вы этого не делаете с любимым - поверьте, в ваших отношениях что-то не так. Разводов было бы меньше, если бы люди перестали быть слепцами и действительно объективно оценивали свои чувства. И Людвигу удалось раскрыть глаза на правду именно в нужное время.
А ведь так и было. Он отверг Грейс, иначе сказать нельзя. Да он любил ее и желал, и она могла бы его сделать счастливым. Но при этом отдавал себе отчет, что, связывая свою жизнь с этой девушкой, умалил бы себя и уничтожила бы в своей жизни нечто такое, чему любовь не может стать заменой. С самого начала все было шатко. Они не были единомышленниками, и рано или поздно расстояние начало бы увеличиваться. Она была бы лишь незначительной частицей его мира. Он уже понимал, что его семейная жизнь с Грейс не станет образцом совершенства.Да, кроме любви в нашей жизни есть еще что-то. Кроме желания раствориться в другом человеке, в каждом из нас есть не менее сильное желание - сотворить самого себя. Реализовать свои планы, исполнить свое предназначение, воплотить мечту. А Грейс с самого начала пыталась подстроить, "подмять" Людвига под себя. А это уже не та любовь, ради которой можно пожертвовать собой.
Но не они главные герои. Плавно автор подталкивает нас к нетипичному и сначала казавшимся невзрачному Остину. Это мужчина около сорока лет (хотя точный возраст в книге не указан) с неисправимым характером и часто неадекватным поведением. А еще он параноик. В общем не лучший главные герой. "Деликатная", не щадящая чужих чувств Грейс правильно подметила:
Остин - неудачник. Я боюсь неудачников. Это заразно.В общем-то, в этом одном слове и есть сущность Остина. Хотя Мердок изъясняет это более завуалированной и изящной манерой, нежели ее книжный персонаж. Она называет его - человеком случайности. Да, вот где он прятался.
"Человек случайностей, вот кто я такой", - как-то раз подумал он. "О чем ты говоришь, Остин?" Разве мы все не отданы на волю случая? Разве само зачатие - не случайность?" - "Но за мной несчастья тащится и тащится".Из-за собственного комплекса неполноценности, он подозревает и угнетает всех вокруг себя. Мало того, что первая жена то ли утонула, то ли утопилась ( или была убита на почве ревности?), так еще и во второй раз он женился на неземном создании по имени Дорина. Девушка "не от мира сего" - так сейчас говорят о подобных. Ее образ был очень готическим, но я никак не могла понять что же творилось в голове у этой девушки. За что она вообще полюбила Остина и как жила с ним? Что это за супружеская пара, которая живет в разных домах? Она у сестры, а он в доме у своей воздыхательницы. Да это смешно. Но еще смешнее сам Остин, мечтающий подарить Дорине дворец достойный ее, хотя самому не хватало денег не то, что на комнату, а даже на еду. Ничтожный мужчина.
Кажется, Грейс была права. Он заразен, потому что притягивает неудачи. Увольнение с работы, неполадки в отношениях с сыном; беспочвенные обвинения брата; авария, забравшая жизнь маленькой девочки; ее отчим-вымогатель; смерть...
Но кроме этих самых запоминающихся четверых героев, вас ожидает еще десяток других не менее интересных: Мэтью - брат Остина, обвиняющийся в романе с его женой и которого наш "человек случайности" страшно ненавидит; Мэвис - старшая сестра Дорины, заменившая ей мать и влюбленная в Мэтью; Шарлотта - тетка Грейс, очень непримечательная особь, которая прожила жизнь как тень, но стремившаяся в переменам; Клэр - мать Грейс, вечно стремящая всех помочь и везде поспеть; Гарс - сын Остина, потерянный, неряшливых человек, вернувшийся после неудач в Америке с написанным романом и пустым кошельком. А также еще десяток людей, которые не являются прямыми действующими лицами, но мы знает и слышит о них через письма, на приемах, и т.д. И тут стоит упомянуть интересный художественный прием Айрис Мердок - это десятки писем подряд одних персонажей к другим, а также чередование, казалось бы, бессмысленных и нескончаемых реплик на светских раутах - очень точно и очаровательно. В первом случае получилось очень информативно, а во втором - изящно.
Итак, подводя итоги, хочу сказать, что в целом книга мне понравилась. Правда не было в ней чего-то такого мощного, что меня не отпускало и я захотела бы поставить ей 10. Но книга безусловно достойна внимания. И я осталась удовлетворена нашим первым случайным "свиданием" с Айрис Мердок. Можно сказать она произвела хорошее первое впечатление. А это как все знаю, очень важно. Поскольку иногда неудачный выбор книги и знакомство с автором заканчивается предубеждением к его творчеству в целом, хотя, возможно, и не заслуженно.
Теперь "Ученик философа" терпеливо ждет своего часа на книжных полочках. Думаю, он вскоре придет...
457