Рецензия на книгу
Почти серьезно...
Юрий Никулин
KamillaSarkarova19 августа 2025 г.И остаться собой
Мне трудно оценивать мемуары плохо, и не потому что жанр «надёжный», а потому что я уважаю сам выбор: взять и рассказать свою жизнь. Особенно если человек не только был известным, но и состоялся. Никулин именной такой.
Когда я читала первую часть - про армию, про блокадный Ленинград, про смерть на улицах и случайные нелепые гибели, про то, как ели лёд, вытесанный с места сгоревшего сахара - мне приходилось останавливаться и переваривать. После таких страшных событий от автора я ждала злости, гнева, хотя бы рефлексии. Но он не озлобился. Никулин не делает вид, что войны не было, но и не делает из неё основное событие. Он просто рассказывает. И рассказывает спокойно, размеренно, что лично меня приводит в ужас от ситуации еще больше.
После описания фронта он идёт поступать в цирковое училище, и это воспринимается сильнее любой декламации. Он показывает: жизнь продолжается. Нет тут никакой морали и выводов.
Он рассказывает в книге только то, что считает своим. Детство, армия, цирк - это его. Про жену и сына - почти ничего. И это тоже выбор: то, что касается других, он оставляет в тени. Редкое уважение к границам. Особенно для мемуаров.
Повествование сначала идёт относительно прямой линией: детство, школа, армия, блокадный Ленинград. Потом, когда он уже становится клоуном, структура распадается на фрагменты. Он рассказывает не историю, а эпизоды. Анекдоты, наблюдения, сцены из гастролей, рабочие конфликты и его тетрадка в клеточку. Всё это постепенно собирается в мозаику его профессии. И его характера.
Что поразило лично меня: он не стесняется говорить, что чего-то не понимал, что восхищался людьми, которых потом начал видеть яснее, что многое не получалось. Живой и пробующий. И мне это особенно близко.
Про цирк он пишет с любовью. Про кино - аккуратно и почти в довесок. Самое интересное для меня было читать, какие роли для него были важными. То, что стало народной классикой - «Трус, Балбес и Бывалый» - он почти не выделяет. А вот драматические эпизоды значат для него больше. Выдам странное сравнение: это немного напоминает эффект из мемуаров МакКонахи: там «Интерстеллар» почти не упомянут, зато «Далласский клуб покупателей» раскрыт подробно. У каждого артиста свой внутренний счёт важного. И мне это всегда интересно - наблюдать, чем он жил по-настоящему.
Если вы умеете читать неровное, фрагментарное, без финальной морали - читайте. Особенно если вам интересно, как человек может пройти всю войну, блокаду, двадцать лет тяжёлых гастролей - и не стать ни жёстким, ни унылым. А остаться собой.
13177