Рецензия на книгу
Раз мальчишка, два мальчишка
Ася Демишкевич
Аноним18 августа 2025 г.Кто в детстве читал оригиналы сказок, тот триллеров и хтони не боится, но...
Книга спорная уже потому, что вложенный в неё в лоб и скрыто смысл никогда не допрёт до тех, кому её, наверное, стоило бы читать в детстве в первую очередь. Это сказка, по всем канонам старых оригинальных славянских сказок, от которых в современности принято впадать в шок и запретительство во благо всех и вся. Потому что оно психохтонь, которую в упор не считывают дети и поголовно боятся взрослые. Потому что архетипы выросли задолго до выделивших их психологов, а копаться внутри собственной (да и чужой) психики — страшнее всего на свете. Короткий роман Демишкевич как раз такой. Хочешь-не хочешь, а полезешь.
Ряд авторских ходов меня озадачил, и вместо аудиокниги, с которой начинала, я взялась за заказ и читку бумажной. В коллекции этот эксперимент мне нужен.
Почему? Потому что это не магический реализм, не сказка, и даже не совсем "злободневная сатира". Книга злая? Безусловно. Но в этом-то и ключ. Реально сюрреалистическая сказка как некий то ли новый жанр, то ли экспериментальный поджанр. Очень кусучая, меня покусало.
Книги с заглавной темой войны я стараюсь обходить стороной, травма любопытного детства. А у этой, будь у неё продолжение, вторую часть всё-таки взяла бы. Мне понравилась экспериментальность, довольно яркие архетипы: Яга как медсестра-проводник, до которой не всякому дойти суждено, Иван-царевич и Андрей-дурак (или наоборот), местное Зло-Стригач, которого мне тяжело натянуть на какого-нибудь исконно-фольклорного героя, потому что оное явно не Кащей, ближе как будто бы к Змею?.. Кащею жертв не приносили... панцирные кровати посреди голого поля, часть без крыши и стен, внезапные и не всегда нужные предметы, использование солдата с психическим отклонением в качестве рации, хтонный подбирающийся лес, отбитые сказки (хорошо написанные, кстати), 12 разномастых солдат на границе с явной Навью и ошарашивающее ощущение от прочтения. Я захолодела от этой книги.
Книга оказалась странной, непривычной: армия, смерть, явные тропы сказки — внезапные предметы посреди поля, как попадающиеся коробки в играх, медсестра, отчётливо похожая на Ягу из девятнадцатого века, сложное понимание времени и явный хтонный лес, странные задания и странное всё. И тринадцатилетний подросток в армии, отправленный туда мачехой, в батальоне из 12 человек, среди которых воры-детдомовцы, туберкулёзник, безобидный псих, чокнутый быдлоконтрактник, былинный русский богатырь, парень без ноги, фокусник, певец и два мертвеца. Интересное, однако, начало...
Мат (примитивный) в книге покоробил, но он тут, увы, на месте: армия и парни в мужском кругу зачастую именно матом и выражаются. Увы-увы, из жизни слов не выкинешь. Хотя его и немного, но я с недовольным хлеблом всё равно сидела.
Любимыми персонажами я бы здесь назвала мертвецов Сеню и Валеру, медсестру Конкордию aka Ягу, её безымянную помощницу aka Василису и даже, наверное, немного самого Андрея и его более взрослого друга Пашку. Вот вроде экранного времени больше всего было у Андрея, но эти запали и запомнились.
Самым интересным авторским решением показалась тема смерти, очень разная: подросток, который не может отпустить смерть своей матери, мертвецы, призванные на службу в армию и мечтающие снова умереть (и их немного разное отношение к своему не-мёртво-неживому состоянию), сказки, которыми солдаты как будто свою судьбу себе сами написали. Андрей, по сделке со Стригачом отпустивший самый жуткий свой стыд и ушедший на перерождение. Окончательно расстрелянные солдаты, души которых отпускали "Яга" с "Василисой"...
В отличие от "Золотинки" Некрасовой, о покупке которой я крайне жалею, эксперимент Демишкевич будет жить на полке рядом с полкой моей Яжьей библиотеки. Потому что зацепило до бессвязности.
Содержит спойлеры6364