Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек, который был Четвергом

Гилберт Кит Честертон

  • Аватар пользователя
    Аноним17 августа 2025 г.

    Собственно, как и всегда, — я не читала отзывов, не смотрела рейтинг и даже не пробежалась глазами по аннотации. Исключительно название, обложки и кое-какие мысли относительно автора и заглавия.

    Поначалу история, согласно написанному времени (начало 20го века, 1908) движется довольно прямолинейно и даже пафосно. Поэты, анархисты, полицейские, предместья Лондона и сам Лондон. Всё чинно и благородно. Заговоры, тайные общества, борьба, джентльмены и иже с ними. Есть и некая социальная повесточка, и даже некий политический уклон в рамках опять же, времени. То ли детектив, то ли что-то очень похожее.
    И вроде бы даже интересно, любопытно, динамично. Герой, Сайм, вполне себе загадочный и крайне занятный в плане рассуждений персонаж.

    А дальше начинается такой неведомый сюр, что приходиться себя переспрашивать — что я читаю-то вообще. Странные намёки, отсылки... Вылезает философия, религиозный и исторический контекст. И вот ты, ни в чем не повинный читатель, сидишь и радуешься очевидному, тогда как оно являлось гримом, ширмой, за которой — такой масштаб, что в пору удивиться своей непроницательности и даже глупости.

    Как герои снимают маски, так и с читателя эта маска слетает, правда, уже вынужденно. Иначе читать станет невозможно из-за отказа понимать и принимать.
    Для меня эта вещь совершенно модернистская, причем прямолинейно модернистская. Как я вообще могла пройти мимо — не понимаю.

    чУдные аллегории и повороты, заигрывания с читателем и такие параллели, разгадывание которых ведёт к детскому восторгу. А в финале — единство противоположностей и никакого конкретного ответа, ибо ответ только в голове у читающего. Ну и у автора, наверное.

    А вот кто он, человек, который был Четвергом, можно понять, только если познакомиться со всеми остальными днями и с настоящим рыжим поэтом-анархистом. Но прежде надо вместе с героями проехаться от Дувра до Франции, спастись от восстания, потерять страх и обезуметь от него, вернуться в Лондон, ловить неуловимого, скачущего на слоне, попасть в дивный сад, поприсутствовать на маскараде, взглянуть на волшебные одеяния, и вернуться туда, откуда всё и началось.

    Такая вот штука.
    Рекомендовать не могу, ибо вещица любопытная, но может показаться слишком мудрёной. Хотя удовольствие от чтения — есть)

    6
    129