Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Анж Питу

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    Аноним16 августа 2025 г.

    Тратить время на книгу? Да.

    Субъективно. Все же это очень особенные ощущения: прикасаться к слегка пожелтевшим страницам с хорошо ощущаемым рельефом букв типографского шрифта. Страницам увлекательного романа.

    Анж Питу - деревенский простак, затретированный своей жадной тетушкой юноша, наделенный большой физической силой, нескладной фигурой и получивший некоторое образование в школе местного аббата. И этот юноша влюбляется в дочь фермера. Стечением обстоятельств парень попадает в Париж накануне Великой Французской революции, становится не только свидетелем, но и активным ее участником.

    И собственно роман не о Питу, а о революции. Это основная суть повествования.  На сцену выходят центральные герои романа и исторических событий:  Делоне, Флессель, Людовик XVI, королева. Дюма прекрасно описывает взятие Бастилии, власть толпы, неспособность королевской четы принимать правильные решения.
    В романе есть очень интересные моменты, иллюстрирующие революцию, как цепь трагических, слепых недоразумений.  Например, эмоциональное восклицание фермера становится причиной залпа: "-Стреляй, стреляй!- вскричал Билльо. Он стоял возле офицера; легко было принять восклицание Билльо за приказание командира. Гвардия вскинула ружья и дала залп, остановивший драгун."
    Люди не осознают свои действия, не отдают в них отчет. Билльо штурмует Бастилию, а через несколько дней кричит "Да здравствует король, отец народа!" Когда же ему замечают "Да против кого же шли, бравши Бастилию, как не против королевской власти?", он отвечает - "Да разве мы шли против короля, взяв Бастилию, мы шли против деспотизма". За все хорошее, против всего плохого. По колено в крови.
    Толпа безумствует, выбирает себе жертвы и вешает их на столбах, вырезает сердце... Столько людей наделенных властью: Национальное собрание, мэрия, король, но никто не способен противостоять толпе, усмирить ее.  Может потому, что "Гнев народа ... бесполезно стараться даже остановить, как и течение больших рек, они меньше приносят вреда, если их предоставить самим себе"? Но ведь никто особо и не пытается!
    А как ведут себя те, кто отдает себе отчет в происходящих событиях? Уезжают. Или, как Жильбер, находящийся в эпицентре событий, отправляет своего сына в деревню, подальше от бури, чтобы он не только не участвовал, но и не видел происходящих событий. Как это знакомо, да?
    Калиостро в романе нет. В одном из эпизодов вспоминают о нем, считая, что только потомки рассудят кем он был.
    Анж Питу возвращается к себе в деревню. Стал ли он другим? На мой взгляд нет. Он играет роль героя, им не являясь. Копирует действия других личностей, увиденные в Париже, действует из боязни опозорится, но в душе остается все тем же деревенским простаком.
    Дюма прекрасно передает поведение влюбленных, их мысли и поведение. Если кто-то из читателей был однажды "углом" любовного треугольника, наверное, узнает себя в одном из персонажей любовных страстей Питу.
    Читайте. Рекомендую. Как минимум вы получите удовольствие от увлекательного историко-приключенческого повествования от Мастера.

    15
    141