Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Луна и грош

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Аноним19 августа 2015 г.

    Сильная страсть, одержимость губительна. Но она же притягательна и таинственна. При этом предметом страсти может быть все что угодно - живое или неживое. При слове "страсть" у большинства возникают стандартные ассоциации с чувствами мужчины и женщины. В романе Моэм привел отличный пример, который заставляет поменять стандартные ассоциации, расширить понятие "предмет страсти" в сознании. Страсть к правде ведь тоже иногда не знает границ.


    Есть люди, которые жаждут правды так страстно, что готовы расшатать устои мира, лишь бы добиться ее.

    В любом случае это зависимость. А сильная зависимость ведет к единственно возможному результату - разрушению.

    У героя романа "Луна и грош" Чарльза Стрикленда была страсть создать красоту. Страсть к созиданию, ведущая к разрушению.
    С другой стороны к ней добавилась извечная страсть человечества к познанию мира.


    Благоговейный восторг наполнил его душу, восторг человека, видящего сотворение мира. Это было нечто великое, чувственное и страстное; и в то же время это было страшно, он даже испугался. Казалось, это сделано руками человека, который проник в скрытые глубины природы и там открыл тайны – прекрасные и пугающие. Руками человека, познавшего то, что человеку познать не дозволено. Это было нечто первобытное и ужасное. Более того – нечеловеческое. Доктор невольно подумал о черной магии. Это было прекрасно и бесстыдно.

    Так в романе показывается и мистическая сторона страсти, что делает ее таинственной и притягательной.

    Особенно хочу отметить описания картин в романе. Автору удалось словами вызвать во мне те чувства, которые не вызывают сами картины Поля Гогена. Я уже позднее узнала, что у Чарльза Стрикленда есть реальный прототип - Поль Гоген. И, конечно, начала искать и рассматривать его картины, но они меня не впечатлили так, как их описания у Моэма. (тут нужно уточнить, что в искусстве живописи я не разбираюсь, только по моим внутренним ощущениям картина мне либо нравится либо нет)

    Очень органично вписываются в произведение и описания процесса написания самого романа - сбор фактов, выбор структуры произведения, причины изменения выбранной структуры и так далее. Прослеживается параллель с творческими позывами Стрикленда, своеобразное обобщение творческих процессов живописи и литературы. Такой авторский прием мне очень симпатичен.

    Единственный момент в романе, который показался мне если не фальшивым и неестественным, то уж никак необъяснимым и непонятным. Как мог человек, который работал биржевым маклером, слыл добрым и честным, казался даже скучным, имел семью и вполне буднично жил столько лет, вдруг стал таким резким, невыносимым и странным для окружающих человеком с непримиримым характером? Перемена оказалась слишком разительна, человека как будто подменили. Может автор хотел показать вдруг возникшее хамство, потребительское отношение к людям как обратную сторону гениальности.


    Стрикленд был плохим человеком, но и великим тоже

    А может хотел призвать читателя к размышлению на тему, является ли гениальность своеобразным разрешением для такого поведения по отношению к близким людям. В любом случае это роман, достойный прочтения.

    4
    18