Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
Аноним15 августа 2025 г.Время неумолимо движется к концу
Мы разучиваемся верить в чудеса.
Я прям готовилась ко встрече с этой книге. Как в юности меня напугали, что магический реализм - это непонятно, непостижимо, странно и даже... страшно, так я и носилась с этой мыслью довольно долго. Пока не начала изучать латиноамериканскую культуру, прочитала Исабель Альенде и Марио Варгаса Льосу, попробовала-таки записной магический реализм - и хочу сказать, что Арундати Рой - Бог мелочей , Эка Курниаван - Красота — это горе или Джуно Диас - Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау хорошо готовят ко всему, происходящему здесь. Ну и, наконец, прочитала Габриэль Гарсия Маркес - Палая листва и поняла - я готова!
Не люблю всех этих громких маркетинговых слов: феноменов, культов, величайших... Но хочу сказать, что книга действительно уникальна в том, что - единого рецепта, кому и когда она понравится, нет совершенно. Множество копий обломано, противники могут сколько угодно изгаляться, придумывая ярлыки для тех, кому "Одиночество" зашло, поклонники порой затрудняются сформулировать, что им так понравилось. Но... Либо читатель с первых страниц влюбляется и движется к финалу, как на крыльях (как написано в другой латиноамериканской книге "словно получил табуреткой по голове"), либо - возненавидит со всем пылом.
И с первых страниц... я влюбилась. Влюбилась в этот обволакивающий ритм, в эту напевность слов (конечно, к сожалению, перевод не передает ритм и прелесть испанского языка - но очень старается)), в эту притчевость. Книга начинается от сотворения "мира" - поселения Макондо и семьи Буэндиа. Встречают нас патриарх и матриарх семьи, Хосе Аркадио и Урсула. И уже отсюда начинается... веселье. Да, я в этом вижу весь латиноамериканский характер и уклад жизни небольших поселений, в одном из подобных вырос и сеньор Габриэль. Все друг о друге все знают (частенько и родственниками являются), на веранде асьенды сидит бабулечка или дедулечка, дом кишит народом, бегают дети, снуют невестки с бельем... А вокруг живет своей жизнью сельва, и люди либо пытаются ее подчинить, либо жить в мире и согласии. Не сильно я нашла следы коренных жителей сельвы, типичные для таких глубоких латиноамериканских поселений. Наверно, цыгане не в счет - а может, это они и были?)
И да - происходит все, как заведено. Даже те чудеса, которыми сеньор Габриэль поражает читателей. Ведь он ведет свою повесть от "начала времен", и только патриархи "помнят" те времена и передают следующим поколениям. Стоит вспомнить и то, что ни телевидения, ни интернета еще не изобрели - и эти истории были практически единственным способом развлечения. В книге так много народу и столько всего происходит, что, я заметила и по себе, и по отзывам и пересказам, книга запоминается вспышками-эпизодами. От "девушка землю ела", и Ремедиос Прекрасная, и обнаружение Ребекки, и близнецы Хосе Аркадио и Аурелиано... По поводу одинаковых имен: представляете, отца сеньора Габриэля зовут... Габриэль Гарсия. Да, это такая испаноязычная традиция, они такое любят порой. Да там вообще есть 17 отпрысков полковника Аурелиано, которых ВСЕХ зовут - легко догадаться. Семнадцать Аурелиано Аурелиановичей, хо-хо? У них же существуют прозвища: от сегундо/терсеро до Ржавый, Влюбленный...
Да, есть на что посетовать. Книга написана абсолютно без глав и отсечек, иногда повествование скачет по времени и героям... На самом деле, в "Палой листве" все еще забористее, и повествование скачет как бойцовый петух. Но именно она меня научила погружаться в книгу, как в поток, и отдаваться на волю повествованию. Представьте старенькую латиноамериканскую бабулечку на крылечке в своем кресле, которая хочет и может рассказать много историй, но... старенькая уже. И если ты любишь свою абуэлиту, то все ей прощаешь, даже если она задремала на первой брачной ночи деда и проснулась на том, как третьего сына второго племянника украли и воспитали обезьяны.
Для меня книга стала манифестом двух моментов. Во-первых, это история страны, наверное, 20го века, может, еще чуть постарше. Типичны были такие небольшие поселения, которые очень хотели считать себя независимыми. Но и чужие до них добирались и приносили всякое, от цыган с их развлечениями до французских гетер и американцев. Да и очень уж сотрясали Латинскую Америку войны, в том числе и гражданские. Но, похоже, посильнее, чем все войны, Маконду промариновала банановая компания. Я сама выросла в таком маленьком городке, в который пришло большое предприятие, выжало все, что можно, и - отбросило. Ну и вторая тема - тоски по отчему дому. Как было весело, когда дом Буэндия был наполнен людьми: 17 сыновей полковника или 72 школьницы. Но - дети хотят большего, хотят учиться, хотят увидеть мир. Они могут вернуться - но туда ли, где они росли? Возможно, в этих одинаковых именах и кроется попытка сохранить силу рода, как то
Острые скулы, печать интеллекта и одинокий видНо некоторым хватает сил возродиться после неумолимых природных катастроф вроде знаменитого дождя в Макондо, или других неурядиц, а некоторым...
Такой он, этот роман. Рожденный в одиночестве и примиряющийся с ним. Ведь сеньор Габриэль обрек себя на добровольное затворничество. Но у него была верная Мерседес и свое "Макондо"... Закончу тем, с того начала. Универсального рецепта здесь нет - читатель либо влюбится, либо возненавидит, и каждый будет прав. Я даже хотела снять одну звездочку: как бы не уважала сеньора, неприятных моментов тут порядочно. Но окончательно покорил меня изобретательный конец. Мне все происходящее напомнило любимый мультфильм "Кто расскажет небылицу". Землю ела, голой ходила, сестру в жены взял - да-да, сеньор, продолжайте, солнце еще высоко. А кто вам сказал, что в Макондо люди не жили по 115 лет и не возносились? Просто мы с интернетами нашими разучились верить в чудеса...
Манифесту о "неэкранизируемости" романа пришел конец в прошлом году с выходом сериала от Нетфликса. Я все равно не убеждена и хочу посмотреть его, скорее просто чтобы попрактиковаться в испанском. А теперь, когда я знаю сюжет, мой "любимый" стриминг может еще и много ласковых получить. По пальцам можно пересчитать случаи, когда мой скептический настрой не оправдывался. И был у меня честолюбивый план погрузиться в прекрасную книгу в прекрасной озвучке. Книга была прекрасная, озвучка была... Игоря Князева. Которая в колумбийской книге начинается аргентинским танго - да, это Латинская Америка, это вам не монолитный кусок arriva, vamos! И совсем не совпали мы по ритму, темпу, тембру, поэтому я сама себе прочитала. Есть еще Бориса Плотникова - но там с сокращениями.107944