Рецензия на книгу
Исповедь «неполноценного» человека
Осаму Дадзай
Аноним15 августа 2025 г.Нинген но каге
Это произведение подобно прикосновению к лихорадочному лбу, мимолётному взгляду в бездну чужого ада. Основанное на обстоятельствах жизни самого автора, оно до краёв наполнено плохо скрываемой болью и отчаянием человека, не сумевшего найти своё место в мире. Он живёт на пределе, на грани, в любую секунду готовый рухнуть вниз. Мечется, неприкаянный, не зная, зачем он существует. И то замирает в неподвижности, покоряясь судьбе, наслаждаясь редким мигом спокойствия, то бежит от всего прочь, не понимая даже, от чего он бежит. Но от чего бы ни бежал такой человек, в конечном счёте он всегда бежит от себя. Потому что ему с собой находиться невозможно, ему собой быть невыносимо. Он не человек, а лишь тень человека.
Может показаться, что повествование довольно безэмоционально, лишено каких-либо красок, равнодушно и монотонно, несмотря на все происходящие события, но оттенки серого – и есть максимально возможный спектр чувств для того, кто закрыл себя на замок. Для тени. И можно бесконечно рассуждать, семья ли послужила причиной, врождённое психическое заболевание, депрессия или саморазрушительный образ жизни, при котором отчаяние налипает на тебя, как снежный ком. Важно лишь то, что ты будешь уничтожать всё, к чему прикасаешься, просто потому что не умеешь быть счастливым. Потому что внутри тебя когда-то разверзлась чёрная дыра и теперь поглощает весь свет.
Часто говорят, что мир не понимает героя, но нет, этот герой сам не понимает мир. И, что хуже, он не понимает себя. Его носит, как лодочку по бескрайнему океану, где он прибивается то к одному причалу, то к другому, пытается то учиться, то пьянствовать, то бросается в неинтересную ему партийную деятельность, то погружается в искусство – только бы ненадолго забыться, почувствовать свою причастность хоть к чему-нибудь. Потому же весь его путь и пролегает по сути от одной женщины до другой. Те подбирают его, как бедненького бездомного щенка с грустными глазками. А он цепляется за них, как за мамок, в немой надежде, что спасут, обласкают и укажут направление. Потому что сам он не знает, как жить эту жизнь, не видит в ней смысла. Но и в попытках обрести смерть тоже терпит неудачу. Это человек, который стал мёртвым при жизни, а может, и родился мёртвым. Его история – коллапс Эроса и Танатоса, творчества и энтропии, стремления заявить о себе миру и одновременно презрения к этому миру. Слишком много апломба в личности, сломленной, как былинка, и беспомощно колышущейся на ветру. Не на что опереться – даже на собственную боль. Потому что признать её тоже нужна смелость.
Очень странная трагичная повесть, недвусмысленно отдающая Достоевским. События эти произошли без малого 100 лет назад, но до сих пор завораживают силой своего отчаяния. Во всех эпохах и странах живут люди по-разному. А вот уничтожают они себя одинаково.
30645