Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Прощание в июне. Старший сын. Утиная охота. Провинциальные анекдоты. Прошлым летом в Чулимске. Записные книжки

Александр Вампилов

  • Аватар пользователя
    ann197418 августа 2015 г.

    В данной книге – пять пьес: «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты» и «Прошлым летом в Чулимске». Все они разные, одни были плодом раннего творчества Вампилова, другие представляют нам автора уже зрелым драматургом. Итак, по порядку.
    Первая пьеса, или комедия в двух действиях – таково авторское определение жанра, - «Прощание в июне». Главный герой – талантливый студент, бесшабашный озорник – попадает в ситуацию, вынуждающую его сделать выбор: любовь или диплом института. Так случилось, что герой Вампилова покорил сердце Тани, дочери ректора института, а это совсем не по душе ее отцу. Бросить любимую девушку, как требует ее отец, и тяжело, и подловато. Но если диплом горит? Если судьба на кону? Вот эта минута, когда нужно сделать судьбоносный выбор, этот критический миг и интересует более всего Вампилова.
    Известнейшая пьеса «Старший сын», в принципе, о том же – о выборе. Главный герой, Бусыгин, по случайному стечению обстоятельств, экспромтом, объявляет себя сыном неизвестного человека – просто чтобы переночевать. Парадокс в том, что легкомысленный обманщик, в конце концов, оказывается надёжнее родных детей обманутого «отца».
    Следующая пьеса не менее известна – это «Утиная охота». Зилов, главный герой этого произведения, находясь в самом расцвете лет, начинает задумываться о смысле своей жизни. Вроде всё у него есть: работа, жена, квартира – всё, что, по мнению многих, необходимо для счастливой и полноценной жизни. Зилов – инженер, но к службе своей давно потерял интерес. Виктор женат уже 6 лет, но свою семейную жизнь он разрушает собственными руками: он постоянно врёт, выкручивается, крепко выпивает, встречается на стороне с девушками, даже известие о беременности жены не становится препятствием для очередного свидания с другой девушкой. Он не только плохой муж, но и никчемный сын. Уже 4 года отец безуспешно пытается вызвать его к себе, чтобы повидаться перед смертью, но Виктор не торопится, и, как результат, телеграмма, извещающая о смерти отца, застаёт героя врасплох – не успел! К отцу съездить так и не успел. А друзья? Все они разные, но все они рядом и в радости (новоселье Зилова), и в драматические моменты (попытка суицида). Но Зилов заявлет, в конце концов, что у него нет друзей, что он никому не верит. Что же получается? Жизнь проиграна по всем статьям? Для героя выход – это утиная охота, во время которой, по словам самого Виктора, он чувствует себя человеком. Это глоток свежего воздуха для человека, окончательно запутавшегося в своей жизни. Но что это – желание убежать от цивилизации и слиться с природой или эгоизм, потакание своим причудам вопреки здравому смыслу? Думаю, каждый решит для себя сам.
    Следующая пьеса, «Провинциальные анекдоты», состоит собственно из двух самостоятельных анекдотичных ситуаций, связывает которые только общее место действия – гостиница. Первая ситуация очень напоминает гоголевского «Ревизора», а вот вторая – к финалу оказывается далеко не анекдотичной и заставляет опять, как и в «Утиной охоте», да и в «Старшем сыне», задуматься о своих родителях, о скоротечности жизни близких людей.
    Последняя пьеса – «Прошлым летом в Чулимске» - она последняя и в жизни Вампилова. Очень много ассоциаций эта пьеса вызвала с чеховской «Чайкой»: точно так же, как Чехов, Вампилов вводит в пьесу три женских роли, шесть мужских, пейзаж, мало действия. Но не только составом ролей похожи пьесы Вампилова и Чехова. Их роднит многозначность, но в то же время недосказанность многих сюжетных ходов и конфликтов между героями. Ведь не только финал остаётся открытым, но, по существу, такая же открытая и экспозиция, потому что развёрнутой предыстории героев автор (как Чехов, так и Вампилов) не даёт, о причинах всех их поступков, происходящих на сцене, мы догадываемся по намёкам и отдельным деталям, разбросанным по всему тексту.
    В заключение могу отметить, что за внешней простотой пьес Вампилова, за, казалось бы, их бытовой повседневностью, скрывается очень глубокий смысл, ведётся осмысление вечных нравственных проблем. Всё гениальное просто!

    7
    80