Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облачный атлас

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2025 г.

    Вечное возвращение Души

    Если путешествовать достаточно долго, то встретишь самого себя.

    Этот роман - абсолютный рекордсмен по внезапному появлению и столь же внезапному исчезновению из моего виша. Я даже не смогу назвать точное число раз, сколько я удаляла его из списка к прочтению, и сколько раз, пойманная на крючок, снова волокла его обратно. Но в этом году я твердо решила, что пора уже разорвать это заколдованный круг! И сейчас нахожусь в небольшом диссонансе собственных чувств, меня одновременно терзают мысли вроде "как же я могла так долго бегать от Митчелла?" и "как хорошо, что я так долго бегала от Митчелла!". Это очень странно, но я нахожусь в восторге от этого прекрасного произведения, но тем не менее благодарна судьбе и собственным непостоянствам книжного выбора, что роман протоптал ко мне дорогу именно сейчас, а не тогда, когда впервые поманил меня пушистым облачком.

    Роман представляет собой несколько самостоятельных сюжетных веток /в разных периодах человеческой истории - от 19 века до постапокалиптических лет/, но вполне осязаемо связанных друг с другом единой идеей вечного возвращения, цикличности и стремления человечества из раза в раз совершать все те же ошибки /=к самоуничтожению/. Всего их ровным счетом шесть:

    Тихоокеанский дневник Адама Юинга

    Как ясно из названия, эпистолярный жанр. Это дневник американского нотариуса, который ищет одного австралийского бенефициария, чтобы вручить тому причитающуюся часть наследства. В своем путешествии он встречает довольно эксцентричного доктора, совершает плавание на корабле, символически названном "Пророчица", и спасает жизнь одного беглого раба-мориори.

    Письма из Зедельгема

    Снова эпистолярный жанр /моя душа не нарадуется/. Главный герой - музыкант, слегка побитый жизнью. Но отнюдь не андерсоновский тип бедного музыканта с прекрасной душой! А вычеркнутый из завещания, проигравшийся в баккару, скрывающийся от кредиторов сноб с вечно голодающим бумажником. Но талантливый, чертяка! Все вокруг него обращается в музыку: свисток локомотива (рой флейтовых фурий), прохожие на улице (32-е в бетховенском аллегро), бой стекла (ми бемоль). Роберт /так зовут талантливого негодяя/ решается на дерзкую авантюру - напроситься секретарем к великому музыканту, что доживает свой век в Брюгге, втереться в доверие, чтобы позднее стать его верным учеником и наследником. Все это само собой превращается в глубокую драму с выстрелившим чеховским ружьем.

    Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей

    Случайная /хотя в этом романе слово "случайность" весьма неуместно/ встреча в лифте журналистки из желтой газетенки и физика-ядерщика положила начало цепочки событий в духе американских боевиков. За Луизой Рей, которая ведет свое первое расследование вокруг атомного реактора "Гидра-зеро", а также другими сопричастными лицами будет вестись охота, а охотник тот - корпорация.

    Страшный суд Тимоти Кавендиша

    Главный герой, Тимоти Кавендиш, - не слишком успешный издатель, которому наконец-то улыбнулась удача /самой страшной и кривозубой своей улыбкой/. Его подопечный писатель на одном официальном приеме совершает то, что другие неудачливые писатели, на которых волной обрушивается уничтожающая критика, видят во снах, но боятся об этом не то, что сказать вслух, но даже помыслить. На Тимоти сваливается успех, за который нужно заплатить кое-что, чего у Тимоти нет. Тимоти, на манер Роберта из Зедельгема, пускается в бега. Но там, где он надеется найти свободу, эту самую свою свободу теряет.

    Оризон Сонми-451

    Далекое будущее, в котором обществом потребителей правит вездесущая корпократия. Главная героиня Сонми-451 дает в тюрьме свое последнее интервью. Рассказывает, как из обычной фабрикантки /=клона/ она стала настоящей мессией. Об этой антиутопической сюжетной ветке можно говорить бесконечно. Рабская судьба клонов, что рождены в кредит. Их пичкают стимуляторами, амнезидами и прочим Мылом, заставляя работать ради призрачной цели - абсурдной картинки безмятежной жизни где-то на Гаваях. Вспомнился фильм "Бегущий человек", где игрокам тоже показывали счастливый видеоряд, в котором победители радостно зубоскалились в кадр на каких-то островах, в то время как их кости рассыпались в прах в глубинах жуткого аттракциона игр.
    А тем временем общество потребления, и без того доведенное до абсурда, стремится к собственной гибели, неумело маскируя гниющую плоть и разложение.
    Наверное, это самая сильная сюжетная ветка из всех.

    п'реправа возле Слуши и все ост'льное

    Постапокалиптическое будущее /несколько сотен лет после интервью Сонми-451/. Остатки человечества пытаются построить свое будущее, снова наступая на те же грабли. Эта ветка тесно связана с веткой Сонми-451 и еще больше /на мой взгляд/ с самой первой - дневником Адама Юинга. Снова цивилизованные, снова островные дикари и их еще более дремучие соседи, признающие только одну истину - силу топора /в данном случае - арбалета/.

    На первый взгляд все сюжетные линии и их герои очень разные. Но на самом деле их объединяет великое множество элементов. Появляющиеся тут и там отсылки к предыдущим главам - дневник Адама Юинга, попавший в руки Роберта, увлечение Луизы секстетом "Облачный атлас", автором которой был Роберт Фробишер, рукопись "Периодов полураспада", что попала в руки Тимоти Кавендиша, фильм "Страшный суд Тимоти Кавендиша", который смотрит Сонми-451 и, наконец, сама Сонми, которой шепчут свои молитвы люди из будущего. И, разумеется, идея вечно возвращающейся души - она будет кочевать из главы в главу, пробуждаясь в одном их героев и оставляя узнаваемое родимое пятно под лопаткой.

    Дэвид Митчелл, к слову, не рассказал мне ничего нового, я уже много раз слышала это и до него. Но он облек эту совершенно не новую идею в такую умопомрачительную форму, что я наблюдала за всем происходящим с восторженными глазами до самой финальной точки.

    63
    1,4K