Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Im Westen nichts Neues

Erich Maria Remarque

  • Аватар пользователя
    Nastasia_Filippovna18 августа 2015 г.

    Две тысячи лет война, война без особых причин...

    ...и даже не тысячу и не две, а гораздо больше - чуть ли не с момента зарождения первых человеческих сообществ, а если обратиться, например, к Библии или греческим мифам, то и еще дольше. Это не война Антанты с Тройственным союзом, Стран Оси с СССР и его союзниками, Израиля с палестинскими арабами, «белых» с «красными», ваххабитов с неверными, Украины с самопровозглашенными республиками на ее территории в частности и даже не извечная «борьба добра со злом», а извечная «война всех против всех», которую еще Томас Гоббс назвал естественным состоянием человечества и которая продолжается, несмотря на образование государств, технический прогресс и общий подъем культурного уровня людей.

    В наше время «война всех против всех» давно уже не ограничивается международной ареной – она ведется и на уровне войн за парковочное место, судебных тяжб и даже на уровне войн «диванных экспертов по всем вопросам» в Интернете и дворовых «борцов с Системой». Далеко не первое поколение выросло в атмосфере ненависти, неуважения и недоверия к представителям другой национальности, другой конфессии, государству (своему или чужому), людям с другими убеждениями, образом жизни, более богатым или вышедшим из менее благоприятной среды, к учителям, врачам, чиновникам, органам правопорядка, соседям. Этому в наибольшей степени способствует развитие СМИ и Интернета, а еще и то, что поколение, воспитанное на телепередачах и Интернете, теперь уже имеет довольно слабые представления, что такое война настоящая, по крайней мере, в нашей стране.

    Особенно остро это ощущается с приближением 9 мая, когда уже накануне праздника в Интернете начинаются традиционные холивары: одни пишут откровенный (зачастую полуграмотный) бред с хэштегами «спасибодедузапобеду» и «япомнюягоржусь», другие пытаются вылить ушат грязи одну или обе стороны и отпустить побольше глупых и оскорбительных шуточек «в память» о трагедии всемирного масштаба.
    О второй категории говорить бессмысленно по определению (поможет только биореактор), а из постов первой складывается впечатление, что русский солдат мог погибнуть на войне, исключительно получив пулю прямо в сердце, заслоняя Друга, с которым они вместе пошли воевать за Идею, а «помнят и гордятся», разумеется, только героями. Представители противоборствующей стороны, конечно, поголовно злодеи и героев среди них нет и быть не может. В общем и целом, получается, что война – нечто очень даже романтичное и черно-белое.

    Пусть Первая мировая не является для нашей страны такой значительной и знаковой, как Великая Отечественная, но и о ней стоит помнить и читать. «На Западном фронте без перемен», одно из самых известных произведений Эриха Марии Ремарка, замечательно как раз тем, что показывает войну как рутину, ставшей неотъемлемой частью жизни на несколько лет (а для многих – на гораздо меньший срок) для огромного количества людей, молодых и зрелых, богатых и бедных, образованных и не очень – разных, но объединенных в круг условно «своих». Он рассказывает не о героях, а об обычном «пушечном мясе», молодых людях, которые даже не успели оставить потомков, которые о них вспоминали бы. О тех, кто отправился «воевать ради блага Великой Германии», совершать подвиги, убивать и отдать жизнь, если необходимо, а обнаружили себя лежащими в окопах, измазанных по уши в своей и чужой крови, грязи и нечистотах, а вместо пули в сердце за Идею поучили ампутированные наспех ноги/руки и всякие «неблагородные» ранения, причем некоторым пришлось умереть, не успев сделать ни единого выстрела. О тех, кого в окопы привела пропаганда людей, которые сами остались в тылу. О тех, кто в конечном итоге так и не понял, зачем пришел на эту войну, однако она уже стала для них жизнью, потому что надежды на светлое будущее безнадежно утрачены.

    Они не ненавидят тех, кто оказался по другую сторону линии фронта – они боятся видеть в них людей, таких же, как они. Одним из самых ярких, на мой взгляд, эпизодов является столкновение Пауля с французским солдатом: сначала Пауль видит в нем мишень для уничтожения и не колеблется, потом осознает, что убил человека, мучается чувством вины, хочет хоть чем-то помочь его семье… но как только снова оказывается в своем окопе, сразу забывает об убитом, перестав видеть в нем личность. Сам Пауль говорил, что если будешь воспринимать противников как живых людей, а не как «руки и каски смерти», то не сможешь в них стрелять.

    Потому и важно сейчас для современного человека отбросить наконец средневековые представления обо всем чуждом и непонятном как об априори враждебном и видеть в окружающих людей, а не носителей определенных идей, признаков и характеристик. И никогда не забывать, что война это по-настоящему страшно, даже «война» на бытовом уровне, ведь порой только кажется, что "на фронте без перемен", а на самом деле напряжение уже возросло до критической точки и это чревато объективно серьезными последствиями, как минимум, в масштабе вашей жизни. Иначе человечество вскоре истребит само себя.

    Такие книги, как «На Западном фронте без перемен», читать нужно обязательно. Всем. Особенно детям в школе. Тогда появится надежда на формирование у подрастающего поколения гуманности.

    13
    32