Рецензия на книгу
Смерть в Византии
Юлия Кристева
Аноним17 августа 2015 г.Эта книга произвела на меня очень странное впечатление. Заявленная как интеллектуальный исторический детектив, она не оказалась ни тем, ни другим, ни третьим. Начнем не с начала, то есть с исторической составляющей.
Действие романа происходит как бы в двух временах: сейчас в Америке и Франции и тысячу лет назад на территории империи, известной как Византия. Но здесь кроется первая ловушка: нет никаких перенесений во времени, диахронических действий, ничего такого. Все события в прошлом представлены как отрывки реально существующего произведения византийской принцессы Анны Комниной, выдуманного романа одного из героев Себастьяна Крест-Джонса и его же, Себастьяна, фантазий на тему Анны, ее гипотетических отношений с его предком и крестовых походов. Подано это все довольно сумбурно, но пробуждает интерес к истории Византии, Священной Римской империи и крестоносцев.
Теперь о детективе. Эта самая слабая линия книги, практически не существующая. В самом начале нам сообщают о маньяке-убийце, преследующем членов влиятельной секты. Все. Почти в самом конце (пардон за повтор, но так оно и было) нам раскрывают его личность. Никакого расследования. Никаких намеков на потенциальных подозреваемых, никаких мотивов. Мотивы реального убийцы тоже весьма сомнительны, но все объясняется расщеплением личности. Удобно.
И, наконец, интеллектуальность. Нет никаких сомнений в том, что Юлия Кристева хотела преподнести свои социально-философские взгляда под оболочкой модного нынче чтива. Да ради бога, вот только чтива не получилось. Герои пьют джин, занимаются любовью, посещают приемы в посольстве и разговаривают о судьбах мировой интеллигенции. Разговаривают много и пространно. Совершенно неожиданно вворачивают словечки типа "консубстанциональный". (А знаете ли вы, друзья мои, что такое "консубстанциональный"? А я теперь знаю. Считающий, что в Святом Причастии появляются сущности Тела и Крови Христова и сохраняются сущности хлеба и вина. О как). Суть этих разговоров иногда улавливается с трудом. Где-то в середине книги мне даже понравилось. Есть метафизическая Византия, суть все старое, утонченное, умудренное опытом. Есть метафизическая Санта-Барбара, суть все новое, молодое, напористое. Как тысячу лет назад крестоносцы завоевывали Византию, разрушая и меняя ее на ходу, так и сейчас многочисленные мигранты из стран Азии и Африки и политические силы Нового Света воздействуют на старушку Европу. Византия прекрасна, но за Санта-Барбарой будущее.
Если бы автор придерживалась своей теории Византия vs Санта-Барбара, то все могло бы получиться. Но увы! С течением страниц мысли прыгали как блохи, их перебивала та самая детективная линия, которую уже никто и не ждал, нить безнадежно терялась. Итог: то, что могло бы быть прекрасным эссе, оказалось одним из самых неудобоваримых детективных романов, что я читала. Жаль...
7624