Рецензия на книгу
Девки
Николай Кочин
lilechka2317 августа 2015 г... я когда про деревенскую мудрость где-то читаю - мне смешно. Может, она где и была, но не в нашей деревне. В нашей деревне все пили, дрались и матерились. Мужики, в основном, от работы прятались, женщины на них орали. У детей, конечно, ни игрушек, ни особых книжек не было...Работы зато много было. А здоровый там или нет - никому дела не было."
(с) из блога Адрианы Имж, но очень в тему"Девки" - роман об непростой эпохе перемен, об артелях и будущих колхозах, о нелегкой судьбе женщин и трудном выборе мужчин. О кулаках, середняках, бедняках, нэпе, продразверстках, комбедах и так далее, и так далее.
Надо сказать, вообще в моем перестроечном детстве было много подобных книг о пионерах и коммунистах, светлом будущем и ударном совместном труде, праздниках и быте. И мне вся эта серпасто-молоткастая пропаганда в общем-то была радостна и приятна. Я всегда была за красных, праведно гневалась на зажиточных кулаков и прочей капиталистической нечисти, вместе с пионерами из моих книжек и комсомольцах из фильмов стремилась к светлому коммунистическому раю. Конечно, потом я выросла, почитала другие книги и посмотрела на мир с иной колокольни. Но книги о соцреализме так и остались для меня приятным воспоминанием. В целом "Девки" книга из той же серии, но меня она удивила тем, что за явной и неприкрытой пропагандой пользы коммунизма для здоровья общества стоит на самом-то деле глубокий и многогранный анализ крестьянской жизни.
Автор с любовью и болью пишет о родных краях, о деревне с ее нравами и обычаями средневекового, не побоюсь этого слова, общества. Вся жизнь на виду - у каждой избы, где что-то случается, уже дежурят местные папарацци и раздувают увиденное и услышанное до событий вселенского масштаба. В деревне есть свои богатые, зажиточные крестьяне, которые трудятся не меньше всех остальных. Своей способностью мыслить масштабно, не злоупотреблять спиртным, ну а также подмазать где нужно и договориться с кем следует, они умножают свои капиталы. В этом их правда, они такие же труженики и богатство свое в полной мере заслужили (а по нынешним временам такой путь и представляется единственно верным).
Прочий же люд - середняки и бедняки - не нажил особых богатств, чем, естественно недоволен. И причин тут, как показывает автор, несколько - от простого невезения до лени, пьянства и саботажа.Примечательно, что ровно перед знакомством с "Девками" мне довелось прочесть записки-воспоминания одной дамы, ведшей дневник наблюдений за крестьянской жизнью одной отдельно взятой деревни конца 19 века, который был позднее опубликован в печати. Так вот, согласно ее описаниям именно великая лень, беспробудное пьянство, разгильдяйство и простодушие - основа упадка сельского хозяйства, а не столько ненавистный царский режим. Мужик в голодный год шел к помещику в ножки кланяться,чтобы тот хоть какую-нибудь работу дал для прокорма себя и семьи. В урожайный же год, когда каждая пара рабочих рук на счету и нужно срочно убирать осыпающуюся рожь, тот же мужик мог лечь на печи, упиться водкой и никуда не ходить из принципа "а не хочу - и не пойду!". И это не частный случай - это совершенно обычное явление. Конечно, и страданий и обид крестьянам доводилось хлебнуть сполна. Но вот чудо чудное, диво дивное - только с победой революции мужик-крестьянин внезапно обнаруживает себя по вине царя-батюшки и ирода-помещика несчастным, битым, обездоленным. Воспряв духом, свергает злостного эксплуататора и сам становится хозяином-барином своей обновленной жизни. Но жизнь много сложнее, и роман Кочина как раз о том, что перемены не могут так сразу изменить уклад патриархальной деревенской жизни - все новое и чуждое отторгается всеми возможными способами.
Судьба женщин же на селе известна и печальна, она в книге описана ровно с той же тягучей тоской, что и в вышеупомянутых записках. Изнуряющий труд, постоянные издевательства, поощряемые всей родней. Что стоит только один эпизод, когда Марья Бадьина в первый раз пыталась уйти от опостылевшего мужа, а отец, уже наладивший выгодные связи со сватами, приводит дочь обратно в дом мужа и требует новобрачного ее "поучить хорошенько", то бишь колотить, не жалеючи. Традиции, нравы, обычаи правят жизнь в таких замкнутых сообществах, которой является деревня. Женщине отводилась роль домработницы, боксерской груши для вымещения гнева, родительнице сыновей (дочери - этого вот брака нам не надоть), с дополнительной опцией "интим по требованию". Освобождение женщины от гнета всех этих мракобесных домостроевских догм шло бурно, со скрипом. Нужны были люди с твердым характером, готовые нести женщинам свободу от фактического рабства. Конечно, представьте, что ваш пылесос, например, заявляет - все, баста! Сейчас новая власть пришла, пойду-ка я обучусь грамоте, и стану я тут вообще главным, вместе с братьями по разуму мы создадим свою пылесосную артель и сами будем выбирать - какие ковры нам по нраву чистить, а какие и так сойдет оставить. Тяжелый это будет труд - убедить всех, что пылесос - тоже человек.
Вот и время то было не однозначное, вязкое, и автор в целом неплохо описал эту многогранность зари соцреализма, где-то с иронией, где-то всерьез, где-то явно вставляя пламенные речи во славу новой власти. В начале романа плюрализм мнений еще присутствовал в книге, герои были разными, человечными, со своими достоинствами, недостатками, они жили и ошибались, никто не был однозначно плох или хорош. Под конец борьба накалилась до невозможных пределов. Кулаки и нэпманы превратились просто в форменных кровавых злодеев со злобными мордами, все оскорбленные и угнетенные восстали с колен, объединились в артели, и накостыляли злодеям. За эту затянутую, нудную и слишком марионеточную концовку (а по факту - половину книги) я и снизила автору баллы. А так все хорошо начиналось..
ЗЫ. А если очень хочется почитать про деревню человечного, душевного и разного - то тут, на мой взгляд, Виктор Астафьев наше все...
770